ОЛЬВИЯ-ПРЕСС
ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С МАЛОГО
Разгул молдавского национализма конца 80-х, начала 90-х годов прошлого столетия начинался с малого. Разговоры на кухнях о «национальной гордости молдаван» постепенно трансформировались в мысли о том, что в Молдавии чересчур уж много русских, занимающих высокие посты как в государственных органах власти, так и на предприятиях. Потом вспомнилось, что выходцы из молдавских сел, решивших переехать на пмж в город, ютятся в общежитиях, а русские и другие «пришлые» имеют квартиры, в которых так остро нуждаются представители коренного этноса. На улицах и в общественном транспорте часто стали слышаться слова: «понаехали», «Молдавия для молдаван» и т.д. Чуть позже начались разговоры о засилье русской культуры и языка, о необходимости возрождения национальной идентичности, возврата к историческим корням. Дальше – больше. Молдавские националисты заговорили о недопустимости смешанных браков, об очищении молдавской нации, путем изгнания «пришлых» и «манкуртов», о придании молдавскому языку статуса государственного. На кишиневских площадях, одурманенные националистическими идеями, стали появляться толпы «борцов за права молдавского народа», которые понимали эту борьбу, как утверждение титульной нации за счет ущемления прав людей других национальностей. Так появились лозунги: «Чемодан-вокзал-Россия», «Русских за Днестр, евреев – в Днестр», «Хороший гагауз – мертвый гагауз», «Русские свиньи - вон», «За одного молдаванина сто русских зарежем» и им подобные. Понятно, что, провозгласив эти лозунги, опьяненные безнаказанностью молдавские наци желали их реального воплощения. Избиений и убийств русскоязычного населения на улицах Кишинева им уже было недостаточно, и они двинулись стотысячной толпой усмирять Гагаузию, а затем, получив подарок от развалившегося СССР – сотни орудий, бронемашин и прочую военную технику, бросили всю эту военную махину на безоружное Приднестровье. Так борьба «за» свелась к борьбе «против». Национальное возрождение свелось к банальной агрессии против тех, кто пытался противостоять разгулу национализма, отстаивая принципы равенства всех людей вне зависимости от их национальной принадлежности.
Историю молдавского национализма мы вспомнили не случайно. Историческая спираль, завершив свой очередной виток, вернулась в исходное состояние. Сегодня можно утверждать, что молдавский национализм претерпевает второе свое рождение. С приходом к власти в Молдове праворадикальных сил, начался полномасштабный откат от прежнего шаткого равновесия, сложившегося в молдавском обществе после отстранения от власти Народного фронта Молдовы. Нет, за прошедшие с этого момента полтора десятилетия молдавский национализм никуда не делся, просто агрессивные его формы сменились на менее воинственные. Сменившие НФМ у кормила власти аграрии, а затем коммунисты продолжили начатую их предшественниками работу, окончательно отстраняя русских и представителей других национальностей от управления страной, закрывая русские школы, всячески ущемляя права нетитульного населения Молдовы. Однако постепенная смена прерогатив в молдавском обществе, когда на первый план стали выходить вопросы экономического и социального плана, все же сыграла свою решающую роль. В Молдове появляются зачатки толерантности по отношению к некоренному населению, вызванные, прежде всего, тем, что титульная нация практически добилась своих целей, лишив представителей других национальностей возможности хоть как-то влиять на внутриполитические процессы в стране, а также изгнав из Молдовы большую часть некоренного населения. Достаточно сказать, что за период с 1989 по 2003 гг. только численность русских в Молдове сократилась с 600 до 200 тысяч. Массово уезжали из страны украинцы, белорусы, евреи, болгары. Примечательно, что многие уехавшие нашли свою вторую родину в интернациональном Приднестровье. По сути, исход из Молдовы продолжался постоянно и, по всей видимости, он усилится с приходом к власти либерал-демократов, не скрывающих свои националистические взгляды.
За несколько месяцев, в течение которых бывшая оппозиция находится у власти, она предприняла ряд шагов, направленных против некоренного населения Молдовы. Во-первых, заявив о необходимости интеграции представителей некоренных этнических групп в молдавское общество, либерал-демократы на официальном уровне закрепили положение, согласно которому представители нетитульных наций отныне не расцениваются в качестве полноценных граждан страны. Во-вторых, по инициативе премьера Владимира Филата в учебных заведениях будет возвращено изучение курса «Истории румын», в котором содержатся элементы русофобии, что также является целенаправленным шагом на разжигание межнациональной розни в стране. В-третьих, все чаще в проправительственных средствах массовой информации появляются заявления, направленные на разделение молдавского общества на две части и возрождение национализма на бытовом уровне. Первым результатом такой «промывки» мозгов можно назвать антисемитскую выходку в самом центре Кишинева, когда при молчаливом попустительстве властей разъяренная толпа надругалась над установленным в центре города еврейским символом святости и света - ханукией, при этом требуя, чтобы евреи «убирались из Молдовы». Подобное было бы невозможным, если бы толпа не знала, что ее взгляды разделяют власть предержащие. В-четвертых, молдавские власти начали полномасштабное наступление на русскоязычные СМИ. В конце сентября они запретили информационную телепередачу TOP NEWS на русском языке, которая выходила на ретранслируемом в Молдове канале Рен ТВ. После этого последовало новое решение Координационного совета по телерадиовещанию Республики Молдова, запрещающее местной радиостанции ретрансляцию передач радио «Голос России». Позже была отозвана лицензия радио «Серебряный дождь», ликвидировано радио Fresh, приостановлена деятельность «Телерадио-Бэлць». Была запрещена деятельность таких радиостанций как «Русское радио», «Хит-FM», «Наше радио», «Европа-плюс-Молдова», «Радио Nostalgie», «Монте-Карло», а также популярного в Кишиневе телеканала TVC-21. Кроме того, апелляционный суд Молдовы обязал молдавско-американскую телекомпанию Sun-TV ретранслировать телеканал Dicovery и Eurosport на румынском, а не на русском языке. Но и это молдавским властям показалось мало. На прошедшем на днях съезде Либерально-демократической партии Молдовы было заявлено, что «Молдова находится под самой жестокой в мире оккупацией - информационной оккупацией Российской Федерации». Член ЛДПМ Вячеслав Цыбуляк, являющийся директором радиостанции «Вочя Басарабией», в частности, заявил, что Кремль, как «захватчик» использовал информационное пространство Молдовы «для безграничной антинациональной пропаганды, направленной на духовное отравление коренного населения Пруто-Днестровского междуречья. Сегодня, российские информационные ТВ- и радио- источники очень эффективно занимаются русификацией бессарабцев и делают это даже более успешно, чем в советский период». Под одобрительные аплодисменты либерал-демократов, было потребовано отозвать лицензии у телерадиовещателей, которые не производят 90 процентов местной продукции, а ретранслируют ТВ и радиопрограммы из России или других стран.
Нападкам на съезде либерал-демократов подверглись не только русскоязычные СМИ, но и реклама на русском языке. Как отметил все тот же Цыбуляк, пересмотр законодательства о рекламе жизненно важно для Молдовы. «Как аудиовизуальная, так и уличная реклама, в обязательном порядке должны быть только на румынском языке. Необходимо, в самый кратчайший срок демонополизировать рекламный рынок, поскольку 90 процентов дохода рекламного рынка, составляющего около 30 миллионов евро, уходят в карманы вещателей, ретранслирующих теле- и радиопрограммы из-за рубежа». Подобные заявления новых молдавских властей звучат несмотря на то, что согласно действующему в Молдове законодательству, «распространение рекламы осуществляется на молдавском языке или, по желанию рекламодателя, на других языках в соответствии с Конституцией Республики Молдова, законом о функционировании языков на территории Республики Молдова, а также международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова». По всей видимости, в скором времени эти положения в законодательстве будут пересмотрены, как и закон Республики Молдова «О телевидении и радио» где в статье 13 говорится о том, что «как публичные, так и частные телерадиоорганизации не менее 65 процентов телерадиопередач и программ транслируют на государственном языке. Данное положение не распространяется на телевизионные передачи и программы, передаваемые через спутник и по кабельным сетям, а также на передачи и программы иностранных станций и станций, вещающих на территориях, на которых компактно проживают этнические меньшинства. Не менее 50 процентов объема программ публичных телерадиоорганизаций должна составлять продукция, созданная в Республике Молдова».
Впрочем, и эти положения данного закона в Молдове не соблюдались. Во время правления коммунистов на телевидении передачам на русском языке было выделено лишь 15% эфирного времени, на радио - 10%, а не 35 %, согласно существующему законодательству. При том, что в Молдове работало 115 частных местных радио- и телевизионных станций, во всей республике не было ни единого негосударственного национального телеканала. Существовало лишь несколько частных радиостанций, охватывающих около 70 % площади страны. Искусственно ограничивалась и возможность реализации русскоязычной прессы. Постоянному давлению подвергались русскоязычные оппозиционные газеты «Молдавские ведомости», «Коммерсант плюс» и ряд других изданий. Единственной официальной газетой на русском языке была «Независимая Молдова». Мало того, за все годы существования Республики Молдова, власти закрывали лишь русскоязычные СМИ, в то время как румынские или англоязычные теле- и радиостанции работали без каких-либо помех.
Сегодня молдавские власти намерены и вовсе закрыть все русскоязычные масс-медиа, выстроив окончательно информационную стену между Молдовой и Россией. Этим либерал-демократы убьют сразу двух зайцев. Во-первых, так проще будет оболванивать собственное население, получающее информацию лишь из рук молдавских, румынских и западных СМИ и не имеющее возможность узнать противоположную точку зрения, касающуюся различных геополитических вопросов, с которыми сталкивается современное общество. Во-вторых, население Молдовы будет оторвано не только от российского информационного пространства, оно окажется под прессом идеологической машины румынизаторов и евроинтеграторов Молдовы, что позволит им в кратчайшие сроки навязать молдавскому обществу свою точку зрения на дальнейшие пути развития молдавского государства, такие как отказ от нейтрального статуса, объединение с Румынией и т.д. И близок к истине известный российский журналист Владимир Соловьев, считающий, что «в случае одной отдельно взятой страны и несчастного многострадального народа, который уже прошел через братоубийственный конфликт, очевидно, что такая политика играет не на руку страны, а на отторжение части населения, и, в конечном итоге, на потенциальный вооруженный конфликт. Призыв покончить с информационной оккупацией нужен для того, чтобы оставить только одно мнение - мнение, которое угодно. Потом это будет попытка покончить с носителями этой информационной оккупации. Потом с пособниками, с агентами. Потом они начнут рисовать желтые звезды на костюмах, чтобы было лучше видно, потом они начнут выяснять – а кто чьих будет, а какая чистота крови, а где были родственники с 1941- по 1945 годы. Все ужасно напоминает железную поступь, исторически осужденную на Нюренбергском процессе».
Уже на улицах Кишинева звучат лозунги «Евреи убирайтесь из Молдовы». Думается, недалек тот час, когда на главной площади молдавской столицы вновь кто-то крикнет: «Русские свиньи – вон!» А дальше произойдет то, о чем говорит Соловьев, и к чему уже однажды уже привела идеология национальной исключительности. Заставив уехать из страны последних, русских, украинцев и евреев, молдавские националисты возжелают реванша за проигранную войну в Приднестровье. Захват левобережных земель Днестра, никогда не принадлежавших Молдавскому государству, все эти годы является идеей фикс не только молдавской политической элиты, но и достаточно внушительной части молдавского общества. Причем, русские, украинцы, болгары, белорусы Приднестровья им более ненавистны, нежели те, кто живет в Молдове, ибо те уже давно смирились со своей печальной участью быть изгоями в собственном государстве.
Конечно, реалии, существовавшие в конце ХХ века, сегодня во многом изменились. И Молдова, и Приднестровье уже не будут один на один «выяснять отношения» под грохот «алазаней» и гул авиационных налетов. За спиной Молдовы Запад, стремящийся в первую очередь избавить Приднестровье от российского военного присутствия, заменив его на собственные полицейские силы, которые позволят Молдове без большой крови расправится с непокорным левобережьем. Цели эти уже продекларированы, и Молдова совместно с западными державами приложат максимум усилий, чтобы воплотить их в жизнь. Понятно, что единственной, кто может противостоять этому сценарию, является Россия. Однако декларирование ею решения молдо-приднестровского конфликта на основе территориальной целостности Республики Молдова, не оставляют Москве возможностей для маневрирования, что, в конечном итоге, может привести к тому, что она будет вынуждена сдать позиции.
Сегодня, когда Молдова ведет широкомасштабное наступление на русскоязычное население республики, выступает за вывод российских войск из Приднестровья, заявляет о возможности вступления страны в НАТО, Россия должна, наконец, предпринять адекватные действия, а не ограничиваться заявлениями о том, что молдавские власти должны проявлять больше толерантности, и рекомендациями представителям русскоязычных СМИ Молдовы проявлять позицию, отстаивая свои права. Политика терпимости к национализму привела к войне в Южной Осетии, к такой же кровавой развязке может привести и молдо-приднестровское противостояние.
Александр Галин