image001-9733.jpg

ПО КАНАЛАМ «ОЛЬВИЯ-ПРЕСС»

БРЮССЕЛЬ УМЕРИЛ ПЫЛ БУХАРЕСТА.

РУМЫНИИ НЕ РАЗРЕШИЛИ ЛЕЧИТЬ ПРИДНЕСТРОВЬЕ ПО СОБСТВЕННОМУ РЕЦЕПТУ

image002-30.gif

«Независимая газета»

 Светлана Гамова

Приднестровье неожиданно стало объектом выяснения отношений между Бухарестом, Киевом и Кишиневом. Поводом послужила заявка Румынии на участие в переговорах по урегулированию приднестровского конфликта, с которой на минувшей неделе выступил глава МИДа этой страны Кристиан Дьяконеску. Его заявление, в котором прозвучал и призыв к пересмотру существующего переговорного формата «5+2» (Молдавия, Приднестровье – стороны, Россия, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС и США – наблюдатели), вызвало протест украинской и приднестровской делегаций.

Шум вокруг румынских претензий на миротворчество в Приднестровском регионе оказался настолько серьезным, что министру Дьяконеску пришлось внести коррективы в собственное заявление. В пятницу, находясь в Кишиневе с официальным визитом, он заметил журналистам, что Бухарест не настаивает на изменении переговорного формата «5+2» по приднестровскому урегулированию. Во время встречи с главой молдавского МИДа Андреем Стратаном он заверил коллегу, что в данный момент времени Румыния не намерена выражать свою особую позицию по приднестровскому урегулированию, отличающуюся от мнения Евросоюза.

Напомним, накануне Кристиан Дьяконеску заявил в эфире румынского телевидения: «Румыния должна быть напрямую вовлечена в процесс переговоров по приднестровскому урегулированию, а не только посредством Евросоюза». При этом было подчеркнуто, что «некоторые другие стороны, напротив, должны участвовать в процессе приднестровского урегулирования в меньшей степени». Формат «5+2», по мнению Дьяконеску, «не принес существенных результатов, несмотря на то что в процесс вовлечены все соседи Молдавии, за исключением Румынии». Глава румынского МИДа выразил сожаление, что ранее Румыния была исключена из переговорного процесса по Приднестровью.

Заявления высокопоставленного румынского чиновника вызвали недовольство в Киеве и Тирасполе. Украинцы восприняли на свой счет замечания румынского дипломата по поводу отсутствия результатов переговоров по урегулированию регионального конфликта. А приднестровцы насторожились: Румыния действительно уже участвовала в посреднической структуре – до войны на Днестре (1992 год) ее представители входили в состав Миссии военных наблюдателей (наряду с российскими и украинскими). Войну эта миссия не предотвратила, более того, как заметили «НГ» в МИД Приднестровья, молдавская армия использовала в военных действиях оружие румынского образца. С тех пор Румыния считается в Приднестровье стороной конфликта, особенно если учесть, что и поводом к нему послужили настроения молдавской элиты объединить Молдавию со страной-соседкой.

По мнению министра иностранных дел Приднестровья Владимира Ястребчака, Румыния имеет право на свой взгляд на приднестровскую проблему, но высказывать его она должна в Брюсселе. «Бухарест мог бы сыграть свою роль в вопросе урегулирования, если бы более активно продвигал свои идеи через соответствующие механизмы ЕС», – заявил Ястребчак по окончании встречи в Тирасполе со спецпредставителем Украины по приднестровскому урегулированию Виктором Крыжановским. Киев также озвучил свою позицию: переговоры должны вестись исключительно в действующем формате.

Это мнение было поддержано и спецпредставителем ЕС по Молдавии. Кальман Мижей так прокомментировал намерения Бухареста: «На данный момент существует единогласие всех сторон, в том числе участников переговорного процесса, в том, что именно формат «5+2» является жизнеспособным и единственно легитимным форматом, способным найти устойчивое урегулирование и согласие в приднестровском конфликте». По словам Мижея, по данному вопросу «существует единодушие всех стран Евросоюза, а также России». В этом же, по словам спецпредставителя ЕС, его убедили и проведенные за последнюю неделю переговоры как в Бухаресте, так и в Москве. Этот комментарий был сделан за день до приезда в Кишинев главы румынского МИДа. Эксперты в Кишиневе утверждают, что, хотя Кристиан Дьяконеску фактически смягчил сделанное ранее заявление, это вовсе не означает отказа Бухареста от намерений в отношении Приднестровья. Такое мнение «НГ» высказал Валерий Клименко, руководитель молдавского движения «Равноправие». Он также уверен, что заявление Дьяконеску не было случайным: оно бы не прозвучало, если бы в нем не были заинтересованы молдавские власти.