ПРИДНЕСТРОВСКАЯ ДЕЛЕГАЦИЯ В ОКК РАСПРОСТРАНИЛА ЗАЯВЛЕНИЕ
«О свободном перемещении граждан по территории Приднестровья и Молдавии»
Ситуация, складывающаяся в Молдове в отношении граждан Приднестровья, имеющих также гражданство России или Украины, стало предметом обеспокоенности приднестровской делегации в Объединенной контрольной комиссии.
Речь идет о требовании властей Молдовы наличия вида на жительство у граждан России и Украины, проживающих в Приднестровье. Мотивируется данное требование тем, что согласно Соглашениям о безвизовых поездках, подписанных между Молдовой и Российской Федерацией и Молдовой и Украиной, граждане этих стран имеют законное право находиться на территории РМ без регистрации в течение 90 суток. По истечении этого срока лица, не обладающие гражданством Молдовы либо видом на жительство, обязаны покинуть территорию РМ. Нарушение миграционного законодательства влечет за собой арест и депортацию.
Уже
зафиксированы случаи, когда власти Молдовы изымали у приднестровцев паспорта и
привлекали их к административной ответственности, что, по мнению сопредседателя
Объединенной контрольной комиссии от Приднестровья Олега Белякова, недопустимо.
«Люди живут на этой земле десятки лет, какой вид на жительство им нужен»? -
отметил Беляков, добавив, что «власти Молдовы много говорят о свободном
перемещении граждан двух берегов Днестра, о мерах доверия и т.д. Но их
заявления полностью расходятся с реальными делами. Предъявляемые Молдовой
требования создают серьёзные препятствия для свободного перемещения жителей
Приднестровья, не обладающих молдавским гражданством».
В связи с этим приднестровская делегация в ОКК распространила заявление «О свободном перемещении граждан по территории Приднестровья и Молдавии», в котором призвала компетентные органы Молдовы, России, Украины, а также миссию ОБСЕ в РМ содействовать разрешению сложившейся ситуации. В заявлении, в частности, говорится:
«Со времени подписания и вступления в действие Соглашения «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова» от 21.07.1992 г. Прошло уже более 17-ти лет.
Однако до настоящего времени названное Соглашение является основополагающим документом, регламентирующим проведение миротворческой операции в Приднестровье. Именно это Соглашение устанавливает единственно эффективный в условиях северо-западного Причерноморья порядок проведения мероприятий по мирному урегулированию вооруженного конфликта в «приднестровском регионе Республики Молдова».
Прежде всего, следует обратить внимание на то, что статьей 1 данного документа устанавливаются нормы, определяющие всю суть действующей ныне миротворческой операции, а именно, - с момента подписания Соглашения, конфликтующие стороны берут на себя обязательства предпринять все необходимые меры к полному прекращению огня, а также любых вооруженных действий друг против друга. При этом с прекращением огня конфликтующие стороны приступают к отводу частей своих вооруженных сил и иных формирований, боевой техники и вооружения в места постоянной дислокации.
Такое разъединение имело своей целью, как установлено Соглашением, - создание, так называемой Зоны Безопасности между сторонами в конфликте. Конкретные координаты этой зоны впоследствии были определены особым протоколом сторон, участвующих в выполнении данного Соглашения.
В развитие этого тезиса статьей 2 Соглашения было установлено, что в упомянутой зоне учреждается Объединенная Контрольная Комиссия, состоящая из представителей трех сторон, участвующих в урегулировании, и делается это в целях обеспечения контроля осуществления указанных в статье 1 мероприятий, а также для обеспечения режима безопасности.
Следует также обратить внимание на то, что статьей 5 Соглашения установлена норма, на которую постоянно ссылается делегация Республики Молдова в Объединенной Контрольной Комиссии, декларируя свою приверженность к справедливости и готовность обеспечить защиту прав граждан, проживающих в Зоне Безопасности, на свободное перемещение, а также на беспрепятственное движение в этой Зоне товаров и услуг.
Практика работы Объединенной Контрольной Комиссии последних лет, в частности практика инициирования молдавскими коллегами обсуждения надуманных вопросов по названной тематике, со всей очевидностью демонстрирует желание некоторых участников миротворческого процесса устранить наличие признаков государственности Приднестровья на базе несуществующих запретительных норм, не свойственных Соглашению,
Прежде всего, имеется в виду не только перемещение граждан через административную, как полагает молдавская сторона, границу между административными единицами Республики Молдова, а, главным образом, речь идет о возможности ввоза в Приднестровье, либо вывоза за его пределы материальных ценностей без установления какого-либо контроля со стороны приднестровских государственных служб, а также без какого-либо таможенного оформления, поскольку это придает понятию «административная граница» содержание государственной.
Между тем, дословно, пункт 1 статьи 5 Соглашения однозначно устанавливает следующую норму:
«1. Конфликтующие стороны считают недопустимым применение любых санкций и блокад. В этом контексте будут незамедлительно устранены любые помехи на пути движения товаров, услуг и людей, а также приняты надлежащие шаги к отмене чрезвычайного положения на территории Республики Молдова».
Совершенно очевидно, что речь идет о конфликтующих сторонах, а не о делегациях Республики Молдова и Приднестровья в Объединенной Контрольной Комиссии.
Не вызывает также сомнения, что речь идет о незамедлительном устранении любых помех на пути движения товаров, услуг и людей на всей территории Республики Молдова, а не только в Зоне Безопасности.
Нет сомнения и в том, что согласно приведенной норме - Республика Молдова и Приднестровье, являясь конфликтующими сторонами, считают недопустимым применение любых санкций и блокад.
Это, между прочим, и есть принципы мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. Безусловное следование этим принципам и является главными мерами по укреплению доверия между сторонами.
При этом также очевидно, статья 7 Соглашения прямо устанавливает, что «Стороны исходят из того, что предусматриваемые данным Соглашением меры являются важной составной частью процесса урегулирования конфликта мирными, политическими средствами».
Прошедшие со времени подписания Соглашения события свидетельствуют о том, что Стороны продолжили процесс урегулирования конфликта мирными, политическими средствами, подписывая многочисленные международные документы, регламентирующие основные вопросы взаимодействия Республики Молдова и Приднестровья.
Однако, с учетом изложенного, считаем, что всем участникам миротворческого процесса необходимо обращать внимание Объединенной Контрольной Комиссии не на аспекты взаимодействия делегаций Республики Молдова и Приднестровья, что является явно надуманным, а на факты, которые действительно имеют отношение к исполнению своих обязательств конфликтующими сторонами и на самом деле могут являться истинной демонстрацией желания реализовать меры доверия, согласно ранее достигнутым договоренностям. Объединенная Контрольная Комиссия, в силу своей компетенции, не решите проблемы, о которых речь пойдет ниже, но может и даже обязана принять меры, присущие этому коллективному миротворческому органу, по нормализации положения.
В этом контексте считаем необходимым проинформировать руководителей делегаций в Объединенной Контрольной Комиссии о том, что буквально во все властные структуры Приднестровья не прекращается поток обращений приднестровских жителей, которые состоят в гражданстве Российской Федерации, Украины, других государств, с заявлениями по поводу их задержания в пунктах пропуска на границе между Республикой Молдова и Украиной сотрудниками государственных служб Республики Молдова, осуществляющих контроль за пересечением молдавской государственной границы.
Основанием для задержания и в дальнейшем привлечения в судебном порядке к административной ответственности этих граждан является то обстоятельство, что они не имеют так называемого «вида на жительство» в Республики Молдова. В качестве примера приводим обращение постоянно проживающей в городе Тирасполе гражданки Российской Федерации Ефремовой Галины Ивановны, которая, одна из многих, оказалась в указанном положении. (Копия прилагается).
Обращает на себя внимание то, что подобная демонстрация готовности молдавской стороны к «укреплению мер доверия» имеет место и по отношению к приднестровцам, проживающим в зоне Безопасности.
Так, в своем обращении к Уполномоченному по правам человека в Приднестровье гражданка Алексеенко Г.М., проживающая в городе Бендеры, сообщает о незаконных действиях сотрудников полиции и судебных органов в городе Каушаны Республики Молдова.
Согласно пояснениям заявительницы, 28.04.07 г. Она и члены ее семьи, являющиеся жителями города Бендеры, были задержаны сотрудниками полиции по причине непредставления в качестве подтверждения своего права на транзитный проезд через территорию Республики Молдова документов с видом на жительство, оформленных в порядке, принятом в Республике Молдова. В связи с отсутствием таких документов у этих граждан были изъяты паспорта Приднестровской Молдавской Республики и решением суда города Каушаны на них наложен штраф в размере 600 лей каждому.
Таким образом, заявительница и члены ее семьи длительное время не имели документов, удостоверяющих их личность по месту жительства, что ограничивало их в реализации своих прав и свобод на передвижение, проживание, совершение сделок и т.д.
На основании изложенного, Уполномоченным по правам человека в Приднестровье в мае 2007 года было подготовлено ходатайство к Парламентскому Адвокату, Директору Центра по правам человека в Республике Молдова Раисе Апольской с просьбой рассмотреть обращение гражданки Алексеенко Г.М. и оказать содействие в решении вопроса о возврате документов ей и членам ее семьи.
Поскольку ответ на вышеназванное обращение из Республики Молдова не поступил, обращение Алексеенко Г.М. было удовлетворено лишь частично. Так, заявительнице и членам ее семьи были восстановлены паспорта ПМР. Однако, ущерб, нанесенный неправомерными действиями правоохранительных органов Республики Молдова, потерпевшим так и не был возмещен.
Следует заметить, что согласно многим обращением граждан Российской Федерации, Украины, других государств, которые пострадали от отказа Республики Молдова исполнять ранее достигнутые договоренности, их попытки получить «вид на жительство» в Республике Молдова, как это требует молдавское законодательство, были безуспешны. Более того, до момента, когда им было объявлено об отказе в предоставлении права проживать на территории Республики Молдова, эти люди понесли значительные материальные потери и подвергались разного рода унижениям со стороны молдавских чиновников.
Например, для получения «вида на жительство» приднестровцы вынуждены, в нарушение ранее достигнутых договоренностей между Республикой Молдова и Приднестровьем, в обязательном порядке «легализовывать» документы, выданные приднестровскими компетентными органами: акты записей гражданского состояния, документы о получении образования, судебные постановления и так далее. При э
При этом, для «легализации», скажем, свидетельств о браке, в случае, если барк второй, как оказывается, требуется «легализация» предыдущего свидетельства о браке, а также свидетельства о разводе, для чего необходимо пройти в полном объеме бракоразводный процесс в суде Республики Молдова, с вызовом в суд обеих сторон (!), что само по себе проблематично, особенно, если люди разъехались по разным странам, и вообще невозможно, если супруг по первому браку умер. Конечно, при этом порядок «легализации» предусматривает оплату пошлин и услуг адвоката.
Кроме того, внося плату в виде госпошлин и понуждаемые к осуществлению «неофициальных платежей», без которых многие молдавские госслужащие просто отказываются принимать документы в работу, а также предоставляя полные данные о составе семьи, о наличии в собственности недвижимости в Приднестровье – граждане Российской Федерации, Украины, других государств, постоянно проживающие на левом берегу Днестра, вовсе не гарантированы в том, что им будет предоставлен «вид на жительство» в Республике Молдова.
Так, имел место случай, когда гражданину Российской Федерации, прошедшему все, зачастую унизительные, процедуры «легализации» требуемых для предоставления «вида на жительство» документов, в Бюро по делам миграции МВД РМ чиновником было заявлено, что с ним вообще разговаривать о предоставлении «вида на жительство» не будут, поскольку он, в принципе, не должен находиться на территории Республики Молдова. Буквально ему было заявлено следующее – «Вид на жительство» Вам не будет предоставлен, так как Вы родились в Российской Федерации и приехали в Молдову в девяностых годах прошлого века. Ваши родители также родились в Российской Федерации, а приехав в МССР в 1977 году, они так и не приняли гражданства Республики Молдова в девяностые годы до своей смерти. Поэтому самое лучшее для Вас выехать на свою историческую родину и не создавать проблемы в Республике Молдова. Что касается унаследованной Вами недвижимости в Приднестровье, то это для Вас большой вопрос, поскольку Ваше право собственности не эту недвижимость мы не признаем».
Следует заметить, что настоящая проблема имеет давнюю историю и перманентно переходит из года в год как предмет переговорного процесса по мирному урегулированию приднестровского конфликта и определения статуса Приднестровья. При этом, несмотря на то, что по данному вопросу в ходе переговорного процесса достигались определенные договоренности, молдавская сторона, к сожалению, принятыми ранее решениями не руководствуется. Остается предположить, что логика подобного поведения молдавской стороны диктуется наличием статуса Приднестровья как непризнанного государства.
Однако, вполне очевидно, что, так или иначе, но международное сообщество признает наличие проблемы Приднестровья, причем в том виде, в каком она имеет место быть, а именно, - существование на территории Республики Молдова территорий, находящихся вне ее конституционного влияния.
Но на практике получается не все так, как в подписанных документах, что приводит, в конце концов, в числе прочих негативов, и к нарушениям прав человека, в частности, применительно к гражданам, проживающим в Приднестровье.
Так, например, в случае предоставления на границе между Республикой Молдова и Украиной гражданами Российской Федерации или Украины внутренних паспортов Приднестровья, - эти документы, как правило, изымаются сотрудниками молдавских служб, как незаконные, либо не принимаются во внимание, а лица их представившие привлекаются к ответственности за правонарушения, которым можно было бы дать одно общее название – незаконное проживание в Республике Молдова.
Между тем, подобное обращение с внутренними паспортами Приднестровья – это ничем не мотивированное грубое игнорирование пункта 1 Протокола «О взаимном признании действия на территории Приднестровья и Республики Молдова документов, выдаваемых компетентными органами Сторон», подписанного 16 мая 2001 года высшими руководителями Республики Молдова и Приднестровья. (Копия Протокола прилагается).
Следует заметить, что настоящий Протокол является основополагающим документом обеспечивающим для граждан, проживающих на обоих берегах реки Днестр, соблюдение в имеющей место конфликтной ситуации неотъемлемых прав человека, которые закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной резолюцией № 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. В данном случае речь идет о нормах, закрепленных в статьях 2,6,13 Всеобщей декларации прав человека. (Выписка из Всеобщей декларации прав человека прилагается).
Основываясь на нормах, закрепленных в статье 2 Всеобщей декларации прав человека и устанавливающих, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными этим документом и, при этом, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как либо иначе ограниченной в своем суверенитете, - вполне очевидно, что до разрешения конфликта весь набор документов, выдаваемых компетентными органами Приднестровья, правомерен на этой территории и однозначно должен быть признаваем в Республике Молдова. Существующая же практика взаимодействия населения Приднестровья с представителями властей Молдовы демонстрирует совершенно иное.
Присоединяясь к призывам всех миротворческого процесса об укреплении мер доверия между конфликтующими сторонами, - просим Вашего содействия в разрешении сложившейся ситуации.
Устранение столь досадно недоразумения позволило бы гражданам Российской Федерации, Украины и иных стран, проживающих на территории Приднестровья, в том числе в Зоне Безопасности, реализовать свое право на беспрепятственное передвижение, которое установлено Всеобщей декларацией прав человека и закреплено подписанными высшими руководителями Республики Молдова и Приднестровья документами», - говорится в заключение заявления.
Уже последовала первая реакция России на меры, предпринимаемые Республикой Молдова в отношении российских граждан, проживающих в Приднестровье. В частности официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко заявил о том, что внешнеполитическое ведомство Российской Федерации изучает ситуацию, связанную с действиями представителей молдавской пограничной службы и правоохранительных органов, которые отбирают паспорта у проживающих в Приднестровье российских граждан и отметил, что МИД обязательно прокомментирует сложившуюся ситуацию, «но это будет сделано после того, как у нас появится исчерпывающая информация. Мы знакомы с данными сообщениями и в настоящее время посольство России в Молдове выясняет ситуацию. В ближайшее время мы получим необходимые сведения, и тогда у нас появится возможность отреагировать на это. После этого мы сможем дать ответ».