ПОБЕДИЛА ЛИ РОССИЯ?
Сегодня многие аналитики пытаются спрогнозировать, каким будет дальнейшее развитие Молдовы в условиях новой политической реальности. Разумеется, многих волнуют вопросы европейской интеграции – цель, которую ставят и коммунисты, и их оппоненты, решения молдо-приднестровского вопроса путем возврата Приднестровья в состав Молдовы, борьба с экономическим кризисом в стране, вступление страны в НАТО, объединение с Румынией, дальнейшая деятельность в рамках ГУАМ, сотрудничество со странами СНГ и, разумеется, отношения с Российской Федерацией.
По
мнению известного молдавского политолога Виталия Андриевского: «Проигрыш
Воронина и ПКРМ на выборах, не означает поражение России в Молдавии. Более
того, можно говорить о победе России». Андриевский высказывает твердое
убеждение, что политика Молдовы с приходом к власти оппозиции будет направлена
«не на ухудшение отношений с Россией, а на их качественное улучшение, придание
им большего прагматизма и динамизма в развитии всесторонних связей между двумя
странами».
На чем же зиждутся подобные убеждения молдавского политолога? Оказывается, на ряде весьма спорных аргументов, касающихся молдо-российских отношений при президенте Воронине и уверенности, что националистическая, прозападная по своей сути оппозиция видит в России одного из главных своих партнеров. В частности, по мнению Андриевского, «при президенте Воронине, между Молдовой и Россией так и не сложилось настоящее стратегическое партнерство. Причин этому было немало, но одна из наиболее существенных, вероятно, состояла в том, что руководство России после известного инцидента в ноябре 2003 года, больше не верило Воронину, считая его ненадежным партнером».
Однако, как ни странно, именно этого ненадежного партнера Россия поддерживала на протяжении последних трех лет. Это выразилось и в предоставлении Россией кредита в 500 миллионов долларов, что, по признанию Владимира Воронина, было решением сугубо политическим. Это и снятие Москвой всех ограничений на поставки в РФ товаров из Молдовы. Это и участие Воронина - единственного из президентов стран СНГ – в церемонии интронизации Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Это визит в Кишинев во время молдавской избирательной кампании главы российского МИДа Сергея Лаврова. При этом вопросы, которые рассматривались во время визита сторонами, мог решить российский чиновник куда более низкого ранга. Глава ПМР Игорь Смирнов во время встречи с Сергеем Лавровым в Москве прямо заявил, что Приднестровье «очень внимательно относится к подобным событиям, считая это поддержкой господина Воронина на выборах». Это и заявление Сергея Лаврова о том, что требования оппозиции провести новые парламентские выборы в Молдове являются беспочвенными, «поскольку, по мнению наблюдателей, они прошли в соответствии с демократическими и правовыми нормами». Это и всемерная поддержка Воронина со стороны руководства России во время событий 7 апреля, когда недовольная результатами выборов молодежь громила парламент и президентуру. Думается, все вышесказанное не дает оснований предполагать, что российское руководство «больше не верило Воронину, считая его ненадежным партнером», как заявляет Виталий Андриевский. Насколько же будет интересна Кремлю бывшая оппозиция РМ - еще неизвестно.
Молдавский политолог прав лишь в том, что «Владимир Воронин, выстраивая отношения с той или иной страной, в данном случае будем говорить о России, чаще всего исходил не из взаимных интересов двух стран, действовал не с позиции выгоды Молдавии, а,в первую очередь, руководствовался своими личными, зачастую откровенно корыстными интересами». За время правления Воронина обогатились многие партаппаратчики ПКРМ, но, прежде всего, клан Воронина. По некоторым данным на зарубежных счетах его семьи сейчас находится более 2 миллиардов долларов. Именно потери, которые нес бизнес Воронина, когда Россия ввела запрет на ввоз в страну молдавской продукции, толкнуло его в 2006 году идти на поклон в Москву с заверениями о вечной дружбе молдавского и русского народов, хотя до этого Воронин называл Россию не иначе, как страной-оккупантом, поддерживающей приднестровский сепаратизм и препятствовавшей законному объединению страны, непрестанно требовал вывода российских войск, изменения формата миротворческой миссии.
Виталий Андриевский прав и в другом, а именно, что Россия поддерживала коммунистов по трем причинам: они обещали мирное разрешение молдо-приднестровского конфликта, выступали против румынизации страны и за сохранение нейтрального статуса Молдовы. Прав Андриевский именно в том, что коммунисты это обещали. На самом деле делали шаги в совершено ином направлении. При том, что молдавские власти без конца твердили о невступлении Молдовы в НАТО, они практически полностью перевооружили национальную армию по стандартам Североатлантического альянса. В стране постоянно находятся западные военные инструкторы, проходят натовские учения, хотя нейтральный статус требует отказа от военного присутствия других стран на территории страны. Что касается румынизации, то коммунистами за годы их правления не было сделано практически ничего для предотвращения возможности поглощения Молдовы Румынией. Долгие годы в стране воспитывалось поколение, отнюдь не молдавских, а румынских граждан, они изучали «Историю румын», а не собственного государства, их учили румынскому, а не молдавскому языку, и учителя это собственно и не скрывали, а как раз наоборот. Молодежь отправляли в Румынию получать высшее образование, именно при Воронине граждане Молдовы в массовом порядке стали получать гражданство Румынии.
Что касается обещаний мирно разрешить молдо-приднестровскую проблему, то и это чистейший блеф. Можно ли мирно разрешить территориальную проблему, в одностороннем порядке приняв закон, признающий право Молдовы распоряжаться чужой территорией как своей? Именно таков Закон «Об основных принципах особого правового статуса левобережных районов Днестра Республики Молдова», принятый парламентом Молдовы в 2005 году и до сих пор имеющий юридическую силу. Или можно назвать мирными инициативы Кишинева по ликвидации нынешнего формата миротворческой операции с заменой их на войска НАТО, как того требовали власти Молдовы несколько лет назад? Когда же стали налаживаться отношения с Россией, позиция Молдовы несколько смягчились, и она… согласилась на замену российских миротворцев гражданскими наблюдателями, разумеется, западными.
Однако более всего Виталий Андриевский заблуждается в том, что такие принципы, как защита интересов русскоязычных инейтральный статус Молдовы «признали не только коммунисты, но и те, кто являлся их оппонентами.А раз это так, то разве это не победа России?» - скорее не вопрошает, а восклицает молдавский политолог. «У меня есть основания считать, что новая власть в лице Владимира Филата, Мариана Лупу, Серафима Урекяна, Михая Гимпу и Дорина Киртоакэ понимает всю важность развития стратегических связей с Россией и осознает свою ответственность за их качественное состояние, - далее развивает мысль Андриевский. Поэтому, в первую очередь, вероятно, на государственном уровне будут рассмотрены общие усилия, необходимыедля мирного и взаимовыгодного для Кишинева и Тирасполя решения проблемы Приднестровья».
Чтобы понять, насколько наивными являются рассуждения молдавского политолога по поводу намерений бывшей оппозиции сохранить нейтральный статус страны, развивать связи с Россией и искать взаимовыгодные для Кишинева и Тирасполя пути разрешения молдо-приднестровского конфликта, достаточно не полениться и заглянуть в предвыборные программы оппозиционных партий.
В программе ЛДПМ черным по белому записано, что Приднестровьем руководит «преступная группа, созданная с помощью силы со стороны Российской Федерации» и функционирует оно «при политической, экономической и военной поддержке Москвы». По мнению ЛДПМ «Закон «Об основных принципах особого правового статуса левобережных районов Днестра» представляет собой важную веху в решении этого вопроса». Далее в предвыборной программе Либерально-демократической партии говорится о том, что Приднестровье образовалось в результате «принудительного захвата территории с помощью третьей стороны», то есть, России. И главным тому подтверждением является решение Европейского суда по правам человека по делу Илашку, признавшим, что Российская Федерация осуществляла свою юрисдикцию над Приднестровской Молдавской Республикой. Далее в программе говорится, что ЛДПМ считает, что «Российская Федерация должна немедленно и безоговорочно вывести все свои войска, оборудование и запасы боеприпасов…», что «в частности, обеспечит Российской Федерации основу и возможность продемонстрировать, что она уважает суверенитет и территориальную целостность Республики Молдова». В пункте 6.4 программы ЛДПМ, где идет речь об отношениях Молдовы с Россией, в частности, говорится: «Совершенно очевидно, Россия является проблемой для правительства в Кишиневе», так как осуществляет поддержку Тирасполя. Однако, несмотря на это, ЛДПМ готова сотрудничать с Москвой для того, чтобы были выполнены решения Стамбульского саммита о выводе российских войск из региона, а также для торговых отношений с Россией и стабильных поставок углеводородов в страну. Вот, в общем, и вся программа сотрудничества, скорее вынужденного, чем желаемого либерал-демократами. Что же касается нейтрального статуса страны, то ЛДПМ временно отказалась от своих требований о скорейшем вступлении Молдовы в НАТО. Сейчас эта партия выступает за «постоянное совершенствование сотрудничества с альянсом на основе Плана действий индивидуального партнерства Молдова-НАТО».
Внешнеполитическая программа Либеральной партии также не дает никаких поводов предполагать, что приход к власти оппозиции является победой для России. Во внешней политике Либеральная партия намеревается: «ликвидировать монополию власти со стороны Российской Федерации», «повысить сотрудничество в рамках региональных организаций (например ГУАМ) для решения приднестровской проблемы», «укрепить двухсторонние связи с соседними странами – Украиной и Румынией», «укрепить стратегическое партнерство с США и НАТО». С Россией же либералы намерены сотрудничать только в плане «соблюдения (ею) принципов независимости, суверенитета, территориальной целостности и унитарного характера Республики Молдова, а также ликвидации российского военного присутствия в качестве одного из предварительных условий этого сотрудничества».
Цели и задачи Альянса «Наша Молдова» в общем-то ничем не отличаются от других партий. В программе АНМ говорится о том, что партия намерена добиваться реинтеграции восточных районов в правовые, политические и экономические структуры Республики Молдова, укрепления отношений с северо-атлантическими структурами, развития политики добрососедства с Румынией и Украиной, получения роли «моста» между Востоком и Западом, развития стабильных партнерских отношений с США и Россией.
Согласно программе Демократической партии, она намерена решить молдо-приднестровскую проблему путем разработки «стратегии национального примирения страны» с обязательным условием, что вопрос должен решаться «без иностранного (то бишь российского) военного присутствия и никаких указаний со стороны». Демократы первостепенной для себя задачей ставят создание «привилегированных связей с западными демократиями и, прежде всего, с США, Германией, Великобританией и Францией». Кроме того, среди основных задач стоят углубление отношений с Румынией и Украиной, восстановление молдавско-российских отношений на основе их деполитизации.
Таким образом, мы наглядно убедились, что всеми партиями, вошедшими в парламентский альянс «За европейскую интеграцию, отношения с Россией представляются в деполитизированной форме, а сама Россия рассматривается ими лишь как рынок сбыта своей сельхозпродукции и в качестве поставщика дешевых энергоресурсов. Кроме того, главным требованием к России со стороны четырех молдавских партий является вывод войск из Приднестровья и отказ от какого бы то ни было вмешательства в дела Молдовы.
В отношении Приднестровья позиция также консолидирована и заключается в ликвидации приднестровской государственности при активной поддержке Запада. Что касается нейтрального статуса Молдовы, то практически все партии не скрывают, что намерены усилить сотрудничество с НАТО, что означает дальнейшую милитаризацию Молдовы, несовместимую с принципами нейтралитета.
Когда эта статья готовилась к публикации, стало известно, что коалиция бывших оппозиционных партий готова провести всенародный референдум по интеграции страны в НАТО. Об этом заявил лидер Либерально-демократической партии Молдовы Владимир Филат, которого прочат в спикеры парламента. Филат сообщил, что через два - три года правящая коалиция может провести национальный референдум по поводу возможного вступления Молдовы в НАТО. А до того будет рассказывать населению, что такое НАТО и на чем основана враждебность к нему части граждан. Таким образом, объяснил заместитель председателя Либерал-демократической партии Александр Тэнасе, атлантическая интеграция Молдовы становится ее приоритетом, сообщает Утро.Ру.
Наверное, это известие остудит многие горячие головы, которые так стремятся убедить всех в том, что Россия выиграет от того, что к власти в РМ пришли бывшие оппозиционеры. Если Владимир Воронин был политиком-флюгером, который как знаменем размахивал нейтральным статусом страны, но при этом содействовал сотрудничеству Молдовы и НАТО, то бывшие молдавские оппозиционеры даже не пытаются делать вид, что Молдова должна сохранять де-юре нейтралитет.
Здесь уместно отметить, что при нынешнем раскладе политических сил в Молдове, Россия не могла выиграть или проиграть, кто бы не победил на парламентских выборах, ибо по настоящему пророссийских сил в Молдове практически нет, а влияние тех, кто все же придерживается пророссийских взглядов на политическую жизнь страны, минимально. Поддержка Воронина на нынешних выборах – это была своего рода вера в несбыточную мечту, что с коммунистами Молдова останется в зоне российских интересов, не пойдет по пути Грузии или Украины. Но эта вера была сродни вере в синюю птицу, ибо Воронин, по своей сути, практически ничем не отличается от оппозиции, и лишь нужда заставила его отказаться от дальнейшей конфронтации с Москвой. Изменения, которые произошли в Молдове за последние три года – вынужденные. Настоящий Воронин - тот, который чествовал солдат румынской армии, воевавших на стороне гитлеровской Германии, который требовал от России прекратить оккупацию его страны, который обвинял Россию в имперских амбициях и устраивал заговоры против нее под крышей ГУАМ, созданной по инициативе США.
Александр Галин