image001-9784.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

СОЮЗ ФОТОХУДОЖНИКОВ ПРИДНЕСТРОВЬЯ ОТМЕЧАЕТ ТРЕХЛЕТИЕ

Ровно три года назад был образован Союз фотохудожников Приднестровья. 21 января 2006 года известные в регионе фотографы Александр Паламарь, Владимир Иванов, Лемар Корзилов, Алексей Покусинский, Михаил Блонштейн провели учредительный съезд. В настоящее время Союз насчитывает около двадцати членов, однако в своей творческой и издательской деятельности, эта, сравнительно немногочисленная организация, проявляет исключительную активность.

image003-3844.jpgВстретившись с корреспондентом ИА «Ольвия-пресс», председатель Союза фотохудожников Александр Паламарь рассказал о причинах создания профессионального объединения «светописцев» Приднестровья, его главных задачах и достижениях.

По словам Александра Паламаря, одна из основных предпосылок создания Союза непосредственно отражена в его названии. Дело в том, что помимо фотографии как искусства, существует научное, криминальное, военное фото... Поэтому, желая подчеркнуть стремление ставить и решать с помощью объектива творческие задачи, приднестровские мастера назвали свое объединение «Союз фотохудожников». Притом, что, по мнению самого председателя данной организации, фотография – самостоятельный вид изобразительного искусства, а быть хорошим фотографом не легче,  например, чем живописцем.

Говоря об основных мотивах создания Союза, Александр Паламарь, также акцентирует внимание на необходимости защитить права создателей фотографических работ. Увы, далеко не все понимают, что за снимками, отобранными, например, из буклета о республике, стоят их авторы. Последних же, инициаторы выпуска той или иной печатной продукции, как правило, даже не упоминают. «Подумаешь, мол, картинка»… Начисто игнорируя, таким образом, «Положение о защите авторских прав в ПМР». Вот приднестровские фотографы и отвечают «находчивым» предпринимателям: «Раз уж в работе над снимками нет ничего особенного, берите аппарат и снимайте сами!»

А на деле выходит, что просто щелкать затвором, пусть и достаточно дорогой фотокамеры, оказывается недостаточно. Как утверждает председатель Союза фотохудожников Приднестровья Александр Паламарь, «фотографировать» действительно могут многие. Технические возможности большинства современных аппаратов для среднестатистического пользователя позволяют заниматься фотосъемкой без особого труда и специальных знаний. Более того, по чистой теории вероятности, из общей массы сделанных кадров, какие-то, возможно, будут даже весьма интересными с точки зрения специалиста. Но там, где фотограф не ставит перед собой «сверхзадачу», не ищет образ, пара удачных кадров – это, разумеется, случайность!

Вообще, стоимость аппаратуры и «количество мегапикселов» - это, по мнению специалистов, не более чем весьма распространенный предрассудок. На самом деле, стать членом профессиональной организации фотографов можно и с «мыльницей». Вопрос о степени мастерства претендента на вступление лежит в принципиально иной плоскости. Речь идет о том, что видит человек в объективе, что он хочет передать зрителю.

            Оказывается, «техническое совершенство», которое, как и во всяком деле, конечно, должно иметь место, при оценке того или иного снимка профессионалами рассматривается вслед за его «образностью и выразительностью». Кстати, качество изображения на карточке, тоже не всегда достигается за счет «дорогущей камеры». Многим это удается и при помощи сравнительно простой техники. Естественно, в последнем случае, о правилах фотосъемки знать нужно не понаслышке. Так что, пример, когда два разных человека пишут на одной и той же бумаге - один кляузу на соседа, а другой «…чудное мгновение», здесь подходит как нельзя лучше. Снимает, все-таки человек!

            Да, фотодело, вооруженное новейшими компьютерными технологиями, и, правда, далеко ушло от загадочного «ящика с птичкой». Но главное, собственно то, что и делает фотографию искусством, а не «ксерокопированием быта»,  по прошествии почти двух веков в истории светописи, осталось неизменным. Фотографы действительно выхватывают «прекрасные мгновения» из бурлящего потока времени, вот только каждый статичный кадр должен передавать подлинный динамизм реальности, сохраняя в части целое, в индивидуальном открывать общее… Само фотографическое искусство – это не столько передача реальности как таковой, а скорее, взгляд на последнюю глазами фотографа.

Получается, что даже там, где исходный визуальный материал (пейзаж, например) общий,  каждый фотограф находит в нем что-то свое. Более того, специалист всегда знает, чего именно он хочет и, не удовлетворив реальностью свое творческое видение, корректирует не только снимок, но и едва ли не моделирует саму природу. Процесс этот кажется маловероятным, потому что всегда остается вне поля зрения обывателя. Тем не менее, для того, чтобы получить нужное освещение, верно угадать погодные условия, время года и суток, мастера светописи по нескольку раз добираются к «приглянувшейся березке на склоне». А где это место, возле дома или же за сотни километров… бывает по-разному.

            Кроме того, как и в любом виде творчества, многое зависит от собственного настроения. Александр Паламарь признается, что, отправляясь, к примеру, на рыбалку, не берет с собой камеру и, наоборот, решив поснимать, отказывается от всего постороннего. Вероятно, пейзажисту качество это особенно необходимо. И если, допустим, для фоторепортажа необходимы действия на грани автоматизма, умение предугадывать события (специально повторять для фотографа выход королевской четы, безусловно, никто не будет), то пейзажная съемка, напротив, требует проживания сюжета, проникновения в него. Может быть, поэтому профессионалы с осторожным энтузиазмом воспринимают желание новичков «объять необъятное». Ведь, по большому счету, каждому жанру соответствует определенный тип личности, темперамент, которые не поменять как перчатки.

            Впрочем, жесткой шкалы оценок, а значит и никаких «универсальных воззрений» в фотографическом творчестве нет. Каждый волен сам выбирать объект съемки, искать собственный стиль, решать, насколько полученный результат соответствует задуманному. «У искусства своя правда, - говорит Александр Паламарь, - удачно найденный образ может не соответствовать «правде жизни», но при этом оставаться достаточно убедительным». Сверх того, по мнению фотографа, чем дальше художественный образ от действительности и чем он выше, тем больше он имеет прав претендовать на принадлежность к искусству.

В идеале, настоящий фотограф должен быть по отношению к себе самым честным и бескомпромиссным критиком. Но удается это не всем. Увы, опьянение мнимым успехом слишком часто громоздит непроходимые барьеры на пути дальнейшего творческого роста. Просто не все фотолюбители вполне отдают себе отчет в том, что «увидеть самому» и передать впечатление другому – не одно и то же!

            Александр Паламарь признается, что некоторые из его работ, которые в свое время нравились, остались далеко в прошлом. Но и теперь множество сделанных на пленере снимков в дальнейшем не демонстрируются. Что поделаешь, как говорят, по-настоящему ценится только то, что дается человеку с трудом. И не важно, идет ли речь обо всем предшествующем опыте, на почве которого внезапно появился талантливый снимок или о мучительном поиске каждого кадра, многократно переснятого и отшлифованного. На любую удачную фотографию профессионал, так или иначе, тратит «один миг и всю жизнь»!

            Но увидеть и даже мастерски передать мотив, это ещё пол дела. По глубокому убеждению руководителя Союза фотохудожников, зачастую необходимо ещё подготовить зрителя. Ведь у фотографии, так же, как у балета и оперы, свой язык, свои изобразительные средства. Некоторые из них, например: фокус, глубина резкости, ракурс- до появления фотодела практически не применялись в живописи. Так что, понять, что хотел подчеркнуть фотохудожник, как он передал настроение, перспективу или же ритм кадра, можно только с учетом определенных знаний.

            Научить юного зрителя «распознавать искусство» - одна из задач Союза фотохудожников Приднестровья. Александр Паламарь (сам, по образованию педагог) долгое время руководил детской фото-студией «Взгляд», последовательно прививая своим ученикам любовь к прекрасному. Последнее качество фотограф считает не менее важным, чем воспитание специалиста в области светописи. Ведь свет, который излучает подлинное творчество, по силе педагогического воздействия ничуть не уступает нравоучительным беседам. Мало кто знает, что члены Союза выступили с инициативой создания в республике Центра изобразительных искусств Приднестровья. Соответствующий документ уже подписал Президент ПМР Игорь Смирнов. Однако, учитывая навалившиеся на государство трудности, вполне естественно полагать, что работы по созданию Центра могут быть отложены.

Следует оговориться, что фотограф Паламарь считает настоящим искусством, лишь то творчество, где художник раскрывает светлый образ. Животные инстинкты и так заметно выделяются на фоне современной действительности, оказывая разрушительное воздействие на неокрепшие умы. Шутка ли, молодежь, в качестве забавы, снимает на видео избиение случайных прохожих. Так стоит ли профессионалам тиражировать разврат и насилие под ширмой «оригинальности»?

Противоречивым и, уж точно, мало связанным с чувством гражданской ответственности следует признать чрезмерное увлечение фотографов ныне модным стилем «glamour». Опыты в этом направлении в большинстве случаев показали, если и смотрится красиво, то, почти всегда «без души». Сказывается и некоторая пресыщенность – мол, «всё видели, все сняли», а теперь, внимание – «крокодил в разрезе»! Если учесть что за два века существования фотографии придумать тематически нечто абсолютно новое весьма сложно, выходит, что подобные попытки самовыражения, как правило, изначально обречены на провал. 

Популяризируя искусство светописи, Союз фотохудожников Приднестровья активно участвует в издательской деятельности. За годы существования организации подготовлены циклы открыток о республике, фотоальбом «Приднестровье», серии календарей (один из них – «Приднестровье в днях рождениях» недавно увидел свет), плакатов и справочников, выпущены  книги о Тирасполе и Бендерах...

Фотохудожники охотно включились в выставочную жизнь творческой общественности республики. За сравнительно небольшой срок существования Союза организован ряд персональных и коллективных экспозиций. С работами фотографов из ПМР познакомились и жители Цхинвала во время «Дней Приднестровья в Южной Осетии».

Увы, писать о фотографических работах, как, впрочем, о любом виде изобразительного искусства – дело неблагодарное. И лучше, чем скажет за себя сама (фото)картина, не расскажет никто! Поэтому тем, кто ещё не знаком с творчеством приднестровских мастеров объектива, непременно следует побывать на любой из грядущих выставок.

Ко всему сказанному выше необходимо добавить, сам Александр Паламарь убежден, что культура – это своеобразная «форма защиты от озверения». Именно она, задолго до появления электрической лампочки стала приносить в наш дом свет, поступление которого, к сожалению, тоже не бывает бесперебойным. И регулярно наступают времена, когда в культуру проникает «зверство». Поэтому, даже считая себя убежденным атеистом, глава Союза фотохудожников Приднестровья верит: «через искусство Бог (возможно, как абсолютная красота, воплощенная в Природе…) разговаривает с человеком». Но к пониманию языка, на котором происходит этот диалог, необходимо прийти, как художнику, так, разумеется, и зрителю.

Николай Феч