ОЛЬВИЯ-ПРЕСС
НАЦИОНАЛИЗМ: ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
Национализм. В какую бы оболочку его не облекали – суть остается прежней. Это ненависть к людям других национальностей, их культуре, истории, святыням, мировоззрению, наконец. Это немотивированное ощущение превосходства одного народа над другими, выражающееся в стремлении унизить, оскорбить, растоптать любого, кто не принадлежит к нации «избранных», у кого в жилах течет «иная» кровь.
В этом плане молдавский национализм ничем не отличается от любого другого, хотя и имеет свою специфику, заключающуюся в попытке идентификации молдавского народа как составной части румынского этноса. Зародившись на волне национального подъема конца 80-х годов прошлого столетия, он принял все те уродливые формы, которые присущи национализму. Под лозунгами «Молдова – для молдаван» вершилось беззаконие. Людей нетитульной нации увольняли с работы, их избивали на улицах, им запрещали говорить на родном языке. Но и этого националистам казалось мало. Они хотели очистить землю, где издревле проживали люди различных национальностей, от «пришлых», обвиняя их во всех своих бедах. Отравленное националистическими лозунгами: «Русских за Днестр, евреев – в Днестр», «Хороший гагауз – мертвый гагауз», «Утопим русских в их же крови» и им подобными, молдавское общество жаждало крови. Так пришла идея начать поход стотысячной армии волонтеров на Гагаузию, а затем военные действия против приднестровского народа.
Своей цели националисты не достигли. С глаз большей части молдавского народа начал сползать дурман, когда на кладбищах появились тысячи свежих могил, а женам и матерям пришлось оплакивать мужей и сыновей, решивших, что можно утвердить превосходство собственной нации на чужой крови.
Да, бесспорно, за прошедшие с того времени 17 лет в молдавском обществе пробились ростки толерантности, однако, национализм, пусть и менее воинственный, по-прежнему возведен в ранг государственной политики. В органах государственной власти трудно встретить представителя национальных меньшинств, год от года сокращается число учебных заведений с преподаванием на языках, отличных от молдавского, по-прежнему цветет махровым цветом бытовой национализм. С приходом же к власти праворадикальных сил, представителям нетитульной нации и вовсе было отказано в праве считаться частью молдавского общества. Новое молдавское руководство уже заявило о том, что оно намерено разработать и внедрить государственную стратегию, касающуюся интеграции представителей некоренных этнических групп в молдавское общество. В соответствии с такой стратегией, воспользоваться всеми правами в Республике Молдова смогут лишь те носители некоренного этноса, которые в совершенстве владеют румынским языком. Параллельно с этим в Молдове начался новый этап чистки иноэтнических кадров в государственных органах. Еще одним фактом, указывающим на рост националистических настроений, стало закрытие властями целого ряда русскоязычных СМИ.
Понятно, что с приходом к власти националистических по сути своей властей, ксенофобские настроения вновь стали расти и среди молдавского общества. Наиболее ярко это проявилось в минувшее воскресенье, когда в центре Кишинева при молчаливом попустительстве властей разъяренная толпа надругалась над установленным в центре города еврейским символом святости и света - ханукией, разбив её и бросив к монументу Штефану чел Маре. При этом толпа требовала, чтобы евреи «убирались из Молдовы», выкрикивали оскорбительные антисемитские лозунги. Организатор погрома, протоиереей церкви «Преподобной Параскевы»Анатолий Чибрик, возглавляющий общество «Блаженной Матроны Московской», на молдавском языке призывал кишиневцев очистить Молдову от евреев. «Молдова - православная страна, - заявил он. - Штефан чел Маре защищал нашу страну от всякого рода жидов, а они пришли и установили здесь свою менору. Это беззаконие. Нынешняя власть не должна была позволять такое в православной стране». И все это происходило в присутствии полиции, которая спокойно взирала на действия погромщиков.
Генеральный директор Еврейского конгресса Молдовы Илья Шац назвал случившее провокацией, отметив, что «поведение этих людей было агрессивным, злым, безразличным к каким-либо аргументам, оно было проникнуто желанием сменить межнациональный мир на вражду. Они заинтересованы в дестабилизации национальной обстановки в Молдове, их раздражает толерантность, которой многонациональная Молдова многие годы гордится», - подчеркнул Шац. Представители еврейской общины Молдовы в растерянности. «Как же такое могло случиться?! - сегодня вопрошают многие из них. - Во всех столицах Европы горят свечи на ханукиях, и подобное варварство там и не снилось!» Но Молдова – не цивилизованная Европа. С момента обретения независимости, эта страна, как мы уже говорили, неоднократно показывала свою антигуманную, националистическую сущность. Но при этом Запад все эти годы величал Молдову не иначе, как страной с развивающейся демократией, а интернациональное Приднестровье без всяких на то доказательств - бандитским, сепаратистским анклавом, где грубо нарушаются права человека. Не стоит сомневаться, что и после случившегося в воскресенье, мнение западных держав относительно уровня демократии в Молдове не измениться…
Конечно, произошедшее можно было бы назвать борьбой религиозных конфессий за влияние в стране, если бы ни откровенные ксенофобские и антисемитские заявления участников погрома. Чем закончились подобные требования, звучавшие в Молдове в конце 80-х годов прошлого века, мы хорошо помним. В морально неустойчивом молдавском обществе достаточно зажечь спичку, чтобы страна вновь полыхнула националистическим шабашем. Тем более сейчас, когда у власти вновь те, кто разжигал националистическую истерию два десятилетия назад.
Примечательна по своей сути и очень типична для Молдовы и организация, организовавшая погром. Достаточно на сайте организации www.toaca.md посмотреть цели, которые ставят перед собой члены Ассоциации «Святая блаженная Матрона Московская», чтобы понять, что в ней религиозные догмы отходят на второй план, уступая первенство политическим задачам. Приведем лишь несколько из этих целей:
«1. Мы ставим своей целью содействие осознанию православными христианами кардинальных вопросов периода в котором мы живем.
2. Мы выступаем в защиту наших детей от насилия западных суррогатов культуры, морали, от насаждаемого антихристианского стиля жизни.
3. Мы выражаем свой протест против глобализации. Каждый народ обладает правом данным ему от Бога защищать свою веру и своих ближних, отвергать законы, которые навязываются стране антихристанским Мировым правительством и не подчиняться им.
4. Мы боремся за право жить без идентификационного кода который ныне присваивается каждому гражданину в обязательном порядке.
5. Мы ратуем за выявление и опровержение всевозможных еретических течений (отклонение от церковных канонов)».
Интересно, по каким церковным православным канонам действовали погромщики, уничтожая символ веры другого народа, призывая изгнать евреев? Православие всегда учило терпимости и толерантному отношению к людям любых вероисповеданий. И прикрываться святой верой, творя неправедные дела – преступление вдвойне.
Понятно, что произошедшее в Кишиневе – это, прежде всего, проявление национализма и ксенофобии, столь свойственное достаточно большой части молдавского общества. Не случайно и то, что случившееся произошло именно сегодня, когда пришедшие к власти праворадикальные силы вновь пытаются изменить ценностные ориентиры молдавского общества. Хотелось бы верить, что данный инцидент останется лишь единичным случаем проявления ксенофобии, и за ним не последуют другие, как это было два десятилетия назад. Впрочем, если вспомнить, что Молдова отказалась голосовать за проект резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о «Недопустимости определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости», особо надеяться на это не приходиться. В Молдове по-прежнему считают, что ксенофобия и национализм – вещи вполне допустимые.
Александр Галин