image001-12391.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

МОЛДОВА: ВПЕРЕДИ ЕЩЕ ОДИН ГОД «ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ»

После неудавшихся президентских выборов 7 декабря ситуация в Молдове совсем запуталась. По крайней мере, такое впечатление остается от того, что происходило в этой стране на минувшей неделе. Как только стало ясно, что Мариан Лупу во второй и последний раз не избран на пост президента и что молдавский парламент вновь будет распущен, начался новый этап «политической войны». «Любви вместо войны», к чему призывал Лупу перед парламентскими выборами 29 июля, не получилось.

image003-6093.jpgСо стороны правящего альянса «За европейскую интеграцию» после 7 декабря последовали угрозы в адрес коммунистов, обещания возбудить уголовные дела за то, что ПКРМ не голосовала за Лупу. АЕИ также пообещал сделать все, чтобы никогда больше не допустить коммунистов к власти. В общем, если верить новым молдавским властям, коммунистической оппозиции уготована «веселая жизнь».

Ответ ПКРМ на все это можно охарактеризовать двумя словами – «пусть попробуют». Коммунисты в случае чего, видимо, намерены поднять большой шум в европейских структурах, да и в своих медиа. Любопытно, что газета «Независимая Молдова», которая является официальным правительственным изданием, до сих пор остается в руках ПКРМ, хотя правительство в Молдове уже давно другое.

Если дойдет до крайности, то фракция коммунистов может покинуть парламент, так же, как это делают коллеги ПКРМ в некоторых соседних странах. Могут найтись и другие пути воздействия на либералов. В общем, ПКРМ нельзя недооценивать, даже несмотря на несколько пошатнувшееся единство ее рядов. Имеется  в виду выход из фракции коммунистов депутата Владимира Цуркана и вероятную потерю еще трех депутатов.

Альянс «За европейскую интеграцию» на минувшей неделе ввел в недоумение всех – журналистов, политологов и иностранных экспертов – своей предполагаемой конституционной реформой. Представители альянса наговорили столько всего, что так и осталось непонятным – как и в чем конкретно АЕИ собирается менять молдавскую конституцию? Ясно только то, что и.о. президента Михай Гимпу говорит одно, премьер-министр Влад Филат – другое, а лидер Демократической партии Мариан Лупу - вообще третье. Лупу, например, выступает за всенародное избрание президента Молдовы, а Гимпу считает, что его нужно выбирать простым большинством в парламенте - то есть голосами 51 депутата. Любопытно, что с позицией Мариана Лупу не согласны другие функционеры Демпартии, например, почетный председатель ДП Дмитрий Дьяков. Он, как выяснилось, тоже полагает, что президент Молдовы должен избираться законодательным органом.

image005-1849.jpgНепонятно также, когда в Молдове будут объявлены досрочные парламентские выборы. Они должны быть объявлены, так как депутаты дважды не смогли избрать главу государства. Но правящий альянс и здесь умудрился до предела запутать ситуацию. Известно только то, что АЕИ намерен проводить выборы после 16 июня 2010 года. Но вот когда именно – это вопрос. Некоторые представители альянса, ссылаясь на норму законодательства о том, что парламент не может быть распущен дважды в течение одного года, полагают, что роспуск нынешнего законодательного органа состоится сразу после 16 июня, а новые досрочные выборы – в начале осени будущего года. Премьер Влад Филат, в свою очередь, заявляет, что пока АЕИ не изменит конституцию, досрочных выборов не будет. Ну, а наиболее оригинален, как всегда, Михай Гимпу. Он фактически вообще не хочет проводить никаких досрочных выборов, считает, что они могут состояться и через 3, и через 4 года. «В законе прописана только дата, после которой можно распустить парламент, но не указан крайний срок, в который я должен уложиться. Я могу назначить дату внеочередных выборов и вместе с очередными парламентскими выборами через четыре года», - заявил Гимпу, и эта его трактовка законодательства вызвала удивление не только у журналистов, но и у соратников по АЕИ.

Подводя итог, можно сказать, что сегодняшняя ситуация в Молдове характеризуется крайне противоречивой политикой правящего либерально-демократического альянса и активным выжиданием коммунистов. Активным, потому что коммунисты, по крайней мере, в информационном плане, не бездействуют.

Внутри АЕИ можно отметить борьбу различных группировок (в том числе и в отдельных партиях), а также уже наметившееся усиление одних партий за счет других. Если верить последним опросам, Либерально-демократическая партия Влада Филата усиливается, оттягивая на себя часть голосов либералов и урекяновского альянса «Наша Молдова». Либералы теряют популярность из-за действий своего лидера Михая Гимпу, а номенклатурный АМН, согласно опросам, сейчас вообще бы не прошел в парламент.

Наряду с ЛДПМ пытается усилиться и Демократическая партия Мариана Лупу – за счет слияния с Социал-демократической партией, которое, непонятно еще, произойдет или нет.

Бессмысленно, конечно, сегодня говорить о каком-то раскладе на досрочные выборы, если даже не знаешь, когда они состоятся. Многое будет зависеть от того, насколько успешным будет правление АЕИ и сколько еще всего наворотит Михай Гимпу.  image007-904.jpg

Можно предположить, что Партия коммунистов через год вновь займет первое место, но, как и 29 июля нынешнего года, не наберет абсолютного большинства. Второй будет партия Влада Филата (при сохранении тенденций нынешнего усиления), третьей – Демократическая партия Мариана Лупу. Либералы во главе с Гимпу придут четвертыми, а АМН вообще сойдет с политической сцены.

Что может получиться из такого гипотетического результата? Политику будут определять три силы – ПКРМ, ЛДПМ и Демпартия. Возможно, конечно, что два последних формирования снова притянут Михая Гимпу и создадут правую коалицию наподобие нынешнего АЕИ. Но, учитывая то, что Гимпу – это серьезный дискредитирующий фактор, возможно и другое – объединение трех ведущих партий без участия либералов. Вероятность такого варианта повышается, если в компартии верх возьмут «младокоммунисты» и примыкающие к ним группы, больше ориентирующиеся на Запад.

В будущем нельзя исключать и «частичных» коалиций, таких, как ПКРМ + Демпартия или даже ПКРМ + ЛДПМ. Последнее не выглядит невероятным, если вспомнить о «красно-оранжевом» альянсе коммунистов с бывшим Народным фронтом (сейчас – Христианско-демократической народной партией).

Любопытно, что лидер фронтистов Юрий Рошка, остававшийся союзником Владимира Воронина до последнего, как раз на днях сделал движение в сторону Влада Филата и его партии. Он похвалил Филата за вступление в международное христианско-демократическое сообщество - Европейскую народную партию - и даже сказал, что это может позитивно отразиться на отношениях ХДНП и ЛДПМ.

Автор этой статьи помнит, что раньше Рошка делал в сторону Филата совсем другие движения. В 2008 году в рамках своей «антикоррупционной» кампании ХДНП выпустила целую брошюру под названием «Vladimir Filat – un gangster al tranzitiei care a pradat tara». «Гангстеру, предавшему страну», вменялись в вину незаконный сигаретный бизнес, участие в «темных» приватизационных схемах, организация мафиозных группировок и т.д.

Любопытны не только нынешние реверансы Рошки в адрес Филата, но и то, что говорит о молдавском премьере сам Владимир Воронин. Лидер ПКРМ недавно пообещал, что «сделает все возможное для отстранения с должности Михая Гимпу, так как он (Гимпу) перенес три операции на голове». «Но Влад Филат энергичен, и я желаю ему не быть популистом», - добавил при этом Воронин.

Говоря о ситуации в Молдове, нельзя также не отметить, что на нее по-прежнему будет влиять то, что происходит в соседней Румынии. Михаю Гимпу было нужно, чтобы Траян Бэсеску сохранил за собой пост президента, в то время как Мариану Лупу было бы выгоднее, чтобы во главе Румынии стал социал-демократ Мирча Джоанэ. Как мы уже знаем, Джоанэ не хватило для этого совсем немного, и удивительно, но далеко не последнюю роль в его поражении сыграло голосование зарубежных румын, почти 79% из которых высказались за Траяна Бэсеску. В выборах участвовало в целом более 10 миллионов избирателей, но Бэсеску опередил своего конкурента всего-то на 70 тысяч голосов. Двенадцать тысяч голосов из этих семидесяти он получил в Молдове – от имеющих румынское гражданство сторонников праволиберальных партий.

Победа Бэсеску в определенной степени стимулирует молдавские правые партии. При нем продолжится активная политика румынской экспансии в Молдову. Стоит сказать, что при Джоанэ она бы тоже продолжалась, но с меньшими темпами и с большей оглядкой на Европейский Союз.

Неудавшиеся выборы молдавского президента 7 декабря окажут большое влияние и на молдо-приднестровское урегулирование. На посту и.о. президента в Молдове как минимум на ближайший год остается сторонник объединения с Румынией Михай Гимпу, и это, скорее всего, сделает невозможным не только какие-то договоренности между главами Молдовы и Приднестровья, но и саму их встречу в рамках процесса урегулирования.

На уровне рабочих групп по вопросам транспорта, здравоохранения, экологии, экономики и правоохранительной деятельности будет вестись какая-то работа, но без согласованных политических решений со стороны Молдовы и Приднестровья она не даст значимых результатов, как, в сущности, не дала до сих пор.

image009-624.jpgПервые шаги правящей коалиции говорят о том, что совсем не стоит ожидать какого-то изменения подходов молдавских политиков к Приднестровью. Собственно, никто их и не ждал, но нужно было послушать самих лидеров коалиции. Самым «конструктивным» из них оказался Мариан Лупу, сказавший в своей речи перед голосованием 7 декабря, что он «готов сесть за стол переговоров, отбросив все предубеждения и подозрения». Лупу назвал свой подход «новой страницей» в молдо-приднестровском урегулировании. Однако когда он стал говорить о подробностях, то выяснилось, что он предлагает Приднестровью такой же автономный статус, какой сегодня имеет Гагауз-Ери.

Вокруг такого статуса у молдавских политиков сегодня вращается все урегулирование. Нужно признать, что сейчас они более бедны на идеи, чем в конце 90-х – начале 2000-х годов, когда даже Серафим Урекян предлагал федеративное устройство для Молдовы и Приднестровья.

Нынешнюю ситуацию в молдо-приднестровском урегулировании в ходе своей недавней онлайн-конференции очень верно обрисовал кишиневский политолог Виталий Андриевский. «Приднестровью сегодня ничего не надо. Все права они уже сами себе взяли. А Молдове нужно, чтобы Приднестровье часть прав вернуло. Для этого надо идти на компромиссы», - отметил он. Исходя из этого, все сведется к вопросу – а нужен ли будет Приднестровью тот компромисс, на который когда-то согласится пойти Молдова, если еще согласится пойти?

Владимир Колесниченко