image001-10241.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

НАРОДНОМУ ОПОЛЧЕНИЮ ПМР – 17 ЛЕТ

Националистическая эйфория, охватившая Молдову в 1989 г. вызвала у приднестровцев решительный протест. На политическом уровне ответной мерой стало создание 2 сентября 1990 года Приднестровской Молдавской Республики. Поскольку же свободное волеизъявление image003-4226.jpgприднестровцев не смогло убедить националистов в беспочвенности и бесперспективности дальнейших попыток затащить регион в Румынию, молодая республика оказалась перед прямой угрозой вооруженной агрессии со стороны бывшей метрополии.

            Увы, вскоре самым худшим опасениям жителей Левобережья суждено было подтвердиться. Локальные атаки кишиневских боевиков переросли в кровопролитную военную операцию по удушению ПМР. Начало её принято связывать с нападением 2 марта 1992 года вооруженных формирований РМ на один из полков 14-й Российской армии, дислоцированный в с. Кочиеры. Вскоре войска Национальной армии и полицейские Молдовы появились и на других направлениях. Началась эскалация боевых действий на Дубоссарском и Бендерском участках. 

            С первых дней вооруженной агрессии РМ на защиту молодой республики встали различные воинские формирования – Республиканская гвардия, казачество, ТСО. А вскоре было создано и Народное ополчение.

            Ополчением называют военное формирование, создаваемое в помощь регулярной армии из добровольцев, освобожденных от действительной военной службы. Уникальность действий ополченцев в Приднестровье состоит в том, что добровольцы, готовые защитить свою землю и образ жизни появились сразу же, как только в Кишиневе прозвучали первые националистические нотки. Так что любые вылазки прорумынских комбатантов на левый берег (ещё до начала масштабных боевых действий) неизменно терпели крах. Когда же началась война, рабочие отряды приднестровцев, не дожидаясь приказа «сверху», фактически безоружные, встали на пути военной машины Кишинева.

            Примечательно и то, что шаг этот имел в то время не только военное значение, но, также, наносил решительный удар и по самим основам пропаганды националистов, твердивших всему миру о том, что «казаки и гвардейцы банды Смирнова никакого image005-1381.jpgнарода не представляют». Возможно, поэтому агрессоры и нанесли главный удар по мирным жителям Приднестровья, истязая и расстреливая ни в чем не повинных граждан. Логика выходила железная - «нет народа» и, значит, нет преступления. Участие в войне 1992 года Народного ополчения навсегда похоронило этот миф, придав защите республики общенародный характер и, таким образом, качественно изменив военно-политическую ситуацию в Приднестровье. 

            17 марта 1992 года Президент ПМР Игорь Смирнов юридически подкрепил положение добровольческих отрядов, подписав Указ, определяющий статус Народного ополчения. Формирование это признавалось временным, созданным для защиты независимости республики, прав и свобод её граждан. Запись в НО была исключительно добровольной. Вступать же в него могли приднестровцы в возрасте от 16 до 60 лет.

            Первыми в ополчение влились ранее созданные рабочие отряды, насчитывающие свыше 20 тыс. человек. В короткий срок Штабом НО были сформированы 6 батальонов в Тирасполе, 4 – в Бендерах, 2 – в Рыбнице, по батальону в Дубоссарах, Каменке и Парканах. Поскольку же защита республики носила всеобщий характер, в числе защитников были представители самых разных народов, которые в равной степени проявили свою готовность с оружием в руках отстаивать межэтнический мир на берегах Днестра. Всего с марта по июнь 1992 года в НО действовали 16 мотострелковых и один танковый батальон, зенитно-артиллерийские дивизионы, 3 минометные батареи, подразделения боевого обеспечения. Первыми руководителями штаба Народного ополчения стали В. Майстренко, А. Калинкин, А. Рябинин.

            10 июля 1992 года правительство ПМР утвердило постоянное Положение о Народном ополчении, которое стало резервом Вооруженных Сил ПМР, image007-641.jpgпредназначенным для охраны и обороны важнейших народнохозяйственных объектов и коммуникаций.

            В боях с воинскими формированиями Молдовы погибли 237 ополченцев, 310 – были ранены, 12 – пропали без вести. Государство высоко оценило героизм защитников. Более 10 тыс. ополченцев награждены правительственными наградами, 45 – орденом «За личное мужество».

            Как отметил генерал-лейтенант Штефан Кицак, «именно ополчение своей самоотверженностью, безграничной любовью к Родине, чаще всего без оружия, встало на защиту ПМР и отстояло республику с честью». По словам Президента ПМР, «бойцы НО достойно выполнили поставленные перед ними задачи, защитили законные интересы государства, мужественно отстояли его свободу, суверенитет и независимость, отстаивают и сейчас…»

             В настоящее время Народное ополчение республики является отделом министерства обороны ПМР. Вступить в подразделение может любой гражданин старше призывного возраста и снятый с воинского учета.

Исходя из принципа добровольного пополнения рядов НО, численность этого формирования постоянно варьируется и во многом зависит от количества занятых рабочих мест на предприятиях республики. Руководители последних обязаны дважды в год предоставлять в Штаб НО соответствующие списки, участвовать в проведении плановых занятий по боевой подготовке.

            Увы, как отмечает ВрИО командира НО ПМР полковник Виталий Красельник, не все «гражданские начальники» относятся к мобилизационной работе добросовестно. Некоторые из них полагают, что и для них мероприятия по укреплению боевой готовности – задача «добровольная». На самом же деле, согласно нормам законодательства ПМР, «вступать или не вступать» в НО, действительно, решает каждый. Однако и препятствий со стороны администрации для этого шага не должно быть.  image009-427.jpg

Виталий Красельник заверил, что Народное ополчение ПМР и сегодня способно встать на защиту республики. Подразделение неизменно участвует в военных учениях, которые проводит министерство обороны, занимается боевой подготовкой согласно плану, утвержденному министром Станиславом Хажеевым.

Ополченцы, среди которых немало ветеранов боевых действий, занимаются и активной общественной деятельностью. Ежегодно они участвуют в подготовке фестиваля «Юный патриот», как теперь называется «Зарница», проводят различные военно-спортивные соревнования, а, встречаясь с молодежью, разъясняют «почему же так необходимо защищать Родину».

«Сегодня, и правда, многое в обществе изменилось, - говорит Виталий Красельник, -  и не все вполне отдают себе отчет в том, что, собственно, угроза приднестровской государственности осталась неизменной. Другой же земли, на которой мы сможем отстаивать свои законные права у нас, разумеется, не будет. Так что, когда речь идет о защите интересов многонационального народа ПМР, сомнений ни у кого быть не должно».

Николай Феч

(по материалам «Истории ПМР» Т.2, ч.II)