image001-12521.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

ЕДИНСТВЕННО ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

image003-6194.jpgСегодня в Тираспольском управлении внутренних дел отмечают восемнадцатую годовщину с момента перехода под юрисдикцию Приднестровской Молдавской Республики.

            Напомним, что на момент образования приднестровской государственности в регионе не было собственных силовых структур. До самого конца 1991 года личный состав органов внутренних дел, расположенных на территории Приднестровья, всё ещё подчинялся кишиневскому руководству, несмотря на то, что ещё в июне 1990 года парламент Молдовы объявил создание МССР незаконным.

            Складывалась парадоксальная и при этом исключительно опасная для приднестровцев ситуация. С одной стороны, приднестровские правоохранители больше не могли подчиняться руководству несуществующей (понимать буквально) Молдавской ССР. В то же время, складывалась такая ситуация, которая требовала немедленного принятия решения относительно того, на чьей стороне будут действовать силовики.image005-1873.jpg

С конца 80-х годов ХХ века официальный Кишинев всё чаще выступает с националистических позиций. К началу 90-х прорумынский вектор союзной республики становится очевидным. Начинается массовый террор в отношении несогласных с политикой агрессивного румынизма, появляются первые жертвы среди мирного населения. Отряды полиции особого назначения (ОПОН) предпринимают целый ряд вылазок против населения «левобережных районов».

Как вспоминал сегодня один из ветеранов МВД ПМР подполковник Михаил Пащенко, в то время каждый сотрудник органов внутренних дел должен был решиться – переходить или нет на сторону несогласных с националистической политикой центра, то есть «защищать приднестровскую республику или нет».

Понятно, что шаг этот был непростым для приднестровских милиционеров. Ведь сотрудники любой из силовых структур связаны жесткой служебной дисциплиной. Тем более, что кишиневское руководство всячески препятствовало попыткам «переподчинения», жестоко расправляясь с инакомыслящими.

Однако приднестровцы приняли ответственное решение. Не дожидаясь «приказа сверху», милиционеры приднестровских районных отделов внутренних дел стали переходить под юрисдикцию ПМР. Именно так поступило большинство личного состава Тираспольского ГОВД, на базе которого 1 декабря 1991 года и был создан столичный отдел внутренних дел.

Восемнадцать человек из числа тех, кто в 1991 году решился на этот шаг, сегодня присутствовали в зале, многие до сих пор продолжают службу в составе профильного министерства и в других силовых структурах ПМР.

«Никто никого не принуждал, это был добровольный, глубоко осознанный поступок, - говорит Михаил Пащенко, - просто иначе нельзя было поступить. Мы видели, что творится в «солнечной Молдавии» и осознавали опасность, которую несли националисты на нашу землю».

Как отмечали ветераны МВД, никому из них не пришлось пожалеть о принятом решении. Сама история подтвердила своевременность перехода на службу приднестровскому народу.

В марте 1992 г. руководство РМ развязало крупномасштабную вооруженную агрессию против Приднестровья. В жестокой братоубийственной войне погибло около тысячи приднестровских граждан, включая самих стражей порядка, которые с честью выполнили свой гражданский и служебный долг.

По словам начальника Тираспольского УВД подполковника Юрия Урсула, действия сотрудников МВД ПМР в той ситуации были единственно верными, являясь достойным примером для всех последующих поколений стражей порядка.

Николай Феч