image001-12036.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

МОЛДОВА: ВОЗВРАТ К 80-ым

Новые молдавские власти спешат. Они хотят получить все и сразу. Вступить в ЕС, свести к нулю влияние России в регионе, вывести российские войска, прибрать к рукам Приднестровье, вступить в НАТО, румынизировать страну, а затем и объединить два берега Прута. То, что цели Альянса за европейскую интеграцию именно таковы, уже не приходится сомневаться, ибо по всем этим вопросам новая праворадикальная элита за месяц своего правления приняла соответствующие решения либо продекларировала намерения. Напомним их.

image003-5790.jpgВ программе деятельности правительства Республики Молдова, обнародованной после утверждения правительства РМ, первоочередным приоритетом названа евроинтеграция страны. «Правительство Республики Молдова основывается на следующей предпосылке: европейская интеграция является основным требованием внутренней и внешней политики Республики Молдова, - говорится в данном документе. - В результате последовательной реализации политики европеизации всех аспектов социально-политической и экономической жизни страны и подписания соглашения о присоединении к Европейскому Союзу Правительство сумеет превратить Республику Молдова в течение прогнозируемого периода в страну, достойную вступления в ЕС».

Вторым приоритетом нового правительства является присоединение к Молдове Приднестровья. В программе нового руководства Молдовы по этому поводу говорится: «Реинтеграция страны является одной из основных задач Республики Молдова. Правительство сосредоточит усилия на поиске жизненного и прочного решения приднестровского конфликта на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова и будет стимулировать создание условий для реальной реинтеграции приднестровского региона в экономическое, политическое, социальное и информационное пространство Республики Молдова. Европеизация страны создаст необходимые для этого предпосылки. Правительство поддерживает ведение переговоров по условиям разрешения конфликта в формате 5+2 на основе принципов, признанных всеми политическими силами Республики Молдова, в том числе вывод вооруженных сил Российской Федерации с территории Республики Молдова и замену нынешних миротворческих сил гражданской международной миссией. Правительством будут проведены широкомасштабные социальные и инфраструктурные проекты в восточных районах Республики Молдова».

Что касается отношений с Россией, то, как заявил новый молдавский премьер-министр Влад Филат: «Мы установим с Россией прагматические отношения в интересах страны. Я не намерен ездить в Москву на поклоны». При этом он добавил, что Москва не числится среди столиц, куда он намерен нанести первые официальные визиты. Подобные заявления из уст высокопоставленного чиновника, говорят о том, что отношениям с Россией Молдовой отводится даже не вторая или третья роль, они будут задвинуты на задворки внешней политики РМ. То, что правительство Молдовы уже обратилось в ЕС с просьбой помочь осуществить замену российских миротворцев на наблюдателей ОБСЕ, даже не обсудив данный вопрос с Россией, являющейся гарантом и посредником молдо-приднестровского урегулирования, наглядно подтверждает, что с позицией Москвы в Кишиневе считаться не намерены. Понимая, чем чревато ухудшение отношений с Москвой, многие молдавские аналитики поспешили заявить о том, что намерение вывести российские войска из региона, это отнюдь не камень в российский огород. По мнению политолога Александа Ангели, заявления о необходимости вывода российских войск из Приднестровья являются дежурными и, собственно, не являются новостью. Такие же заявления делала и предыдущая власть. Вторя Ангели, другой молдавский эксперт Виктор Жосу считает, что эти заявления не свидетельствуют о стремлении Кишинева пойти на конфронтацию с Москвой. «Схожие требования выдвигали прежде представители Компартии, - стараясь завуалировать явный антироссийский выпад молдавских властей, говорит Жосу. - Тем самым они обозначают свое присутствие в конкретном геополитическом пространстве. Это вряд ли всерьез обеспокоит Москву, продолжающую увязывать проблему вывода российских подразделений с левобережья Днестра с полным урегулированием приднестровского конфликта». Но как бы не пытались «отбелить» своих покровителей молдавские политологи, факт остается фактом, требование вывести российские войска является ничем иным, как действиями, направленными на ухудшение молдо-российских отношений.

Что касается вступления Молдовы в Североатлантический альянс, то тут уместно напомнить, что первым же официальным заявлением пришедшей к власти оппозиции, стали слова лидера Либерально-демократической партии Влада Филата о том, что в Молдове через 2-3 года будет проведен национальный референдум по вопросу о вступлении в НАТО. А до этого новые молдавские власти намерены провести большую разъяснительную работу с населением страны, дабы объяснить ему, чем выгодна интеграция в Североатлантический альянс. В свою очередь новоиспеченный министр обороны РМ Виталий Маринуцэ, уже заявил о том, что, «получив соответствующие полномочия, он поставил себе как цель ускорение процессов модернизации Национальной армии в соответствии с европейскими нормами», то бишь по стандартам НАТО.

Румынизация страны также входит в первоочередные планы новых молдавских властей. Здесь можно привести недавние высказывания спикера молдавского парламента и и.о. президента Михая Гимпу о том, что молдавской нации не существует, как и молдавского языка. «Очень опасно и позорно, когда ты находишься во главе государства и продвигаешь советскую ложь. Мы хорошо знаем, что произошло в 1940 году, когда СССР оккупировал эту территорию, и нельзя говорить, что он освободил румын от румын, Чтобы оправдать оккупацию Советским Союзом, была изобретена молдавская нация», - считает Гимпу. По его же мнению, сохранение синтагмы «молдавский язык» останется «пятном на тех, кто называл себя патриотами страны, но продвигал советскую политику, полную лжи». То, что в нынешнем году молдавскому государству исполнилось 650 лет, его абсолютно не смущает, как и его соратника по коалиции Влада Филата, заявившего в Европарламенте о том, что молдавские власти допускают вероятность придания румынскому языку статуса государственного. При этом Филат отметил, что тот факт, что согласно Конституции страны государственным языком является молдавский, то это было сделано ранее в силу конъюнктурных соображений и ровным счетом ничего не значит. «Мы называем вещи своими именами, - заявил он. - Как американцы говорят на английском, точно так же граждане Молдавии говорят на румынском языке».

Но новые молдавские власти не только говорят о румынизации Молдовы, они уже продекларировали намерение объединить Молдову с Румынией. Выступая в Европарламенте, премьер Молдовы четко и без всяких двусмысленностей заявил: «Отношения между Республикой Молдова и Румынией будут естественными, и будут основываться на прошлом, истории, а также на нашем общем будущем».

Сегодня уже без всяких сомнений можно сказать, что Молдова возвращается к 80-ым годам прошлого столетия. Лозунги новых молдавских властей хотя и несколько изменились, исходя из реалий сегодняшних дней, но в основной своей массе они остались теми же, что были провозглашены народным фронтом Молдовы два десятилетия назад. Конечно, сегодня нет факельных шествий прорумынских националистов по улицам Кишинева, призывов к погромам и лозунгов тех лет: «Утопим евреев в русской крови», «Русские свиньи - вон», «За одного молдаванина сто русских зарежем», «Русских за Днестр, евреев - в Днестр». Сегодня националистические власти Молдовы, напялив на себя маски либерал-демократов, прекрасно понимают, что действовать в духе Народного фронта они не могут, ибо подобного беспредела даже симпатизирующая молдавским нацменам Европа не потерпит. Кровожадные лозунги ушли в прошлое, однако цели остались. Их и пытается сегодня в спешке продемонстрировать Западу правящая коалиция. Она понимает, что власть в ее руках пока призрачна. Стоит коммунистам бойкотировать выборы президента и новый парламент, а с ним и правительство будут распущены до новых парламентских выборов. Но пока это не случилось, либерал-демократам важно показать себя Западу, внушить ему, что более прозападных политиков в Молдове нет. Они торопятся заручиться поддержкой Вашингтона и Брюсселя, ломая российско-молдавские отношения, круша даже те незначительные подвижки, которые наметились в отношениях двух берегов Днестра.

19 лет назад именно в ответ на молдавский национализм, румынизацию Молдовы и намерение объединится с запрутскими «братьями», приднестровцы создали свою республику.  Сегодня окончательно можно заявить – более верного решения не было и не могло быть.

Александр Галин