ОЧЕРЕДНОЙ ПИАР ВЛАДИМИРА ВОРОНИНА,
ИЛИ ВСЕМ ВЫЙТИ ИЗ СУМРАКА
Интервью президента Молдовы Владимира Воронина российской газете «Коммерсант» – это очередной пример политической хитрости молдавского президента. Такую характеристику дала очередному интервью Владимира Воронина, опубликованном в российской газете «Коммерсант» №38 от 11.03.2008 кандидат политических наук Светлана Осипова.
«Интервью очень противоречивое. Это говорит о том, что человек либо недопонимает ситуацию, либо откровенно лукавит», - сказала Светлана Осипова.
Она добавила, что причиной появления интервью являются парламентские слушания в Госдуме России. Главной их темой станет возможное признание Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии.
«Это очередная попытка «пропиарить» себя перед российским руководством. Владимир Воронин сейчас старается найти любую возможность, чтобы остаться в «большой политике». Россию он старается использовать как средство, ведь на Западе ему уже не хотят давать денег под избирательную кампанию», - считает приднестровский эксперт.
Отвечая на вопрос российского журналиста по поводу оптимизма молдавского руководства по вопросу решения молдо-приднестровского конфликта, президент Молдовы сказал, что «отсчет времени начался в обратную сторону. И скоро должен настать тот день, когда мы окончательно решим этот вопрос».
В Приднестровье не разделяют оптимистические настроения Владимира Воронина. Говоря об объединении двух берегов, молдавский президент говорит только об социально-экономических факторах. О политических он не упоминает.
«Со слов Воронина получается, что всех в Приднестровье заботит только судьба собственности. А как же 17 лет независимости ПМР? Как же достижения в области построения собственной государственности? Кто вычеркнет из памяти погибших сыновей, мужей? Если уж говорить об объединении, то начинать следует с извинений перед приднестровцами, а не с разговоров о собственности», - сказала Светлана Осипова.
В этом контексте хочется напомнить, что совсем недавно, несколько лет назад, Воронин заявлял, что в урегулировании молдо-приднестровского конфликта хороши любые методы. А что касается сроков урегулирования, то и в мире далеко не все разделяют его оптимизм. Так, бельгийские и французские политологи говорят, что конфликт на берегах Днестра удастся урегулировать не раньше, чем через 35-50 лет. При этом дальнейшее развитие РМ и ПМР должно происходить раздельно.
Ответ на вопрос о неких силах в России, которые мешают объединению РМ и ПМР и куда они делись, вообще достоин премии в области литературы.
«Их поглотил день. За самой темной ночью всегда следует день и выходит солнце. А нечисть, как известно, боится света»,- сказал Владимир Воронин.
Так и хочется продолжить – всем выйти из сумрака! Далее молдавский президент говорит уже серьезно, но не менее смешные вещи.
«Главную роль здесь сыграли два фактора. Во-первых, внедрение совместного контроля на приднестровском сегменте границы между Молдовой и Украиной и появление там миссии ЕС. Второе и, пожалуй, самое главное — это регистрация экономических агентов Приднестровья в официальных госструктурах Молдовы».
Речь здесь идет об экономических санкциях со стороны РМ в отношении ПМР, которые в Приднестровье называют экономической блокадой. Но президент РМ не согласен с точкой зрения Тирасполя. Он уверен, что это привело к расцвету приднестровской экономики.
«Чтобы понять, что это не так, достаточно сравнить внешнеэкономические показатели Приднестровья в 2007 году, после того как у нас зарегистрировались 90% экспортно-ориентированных предприятий региона, с 2005 годом, который приднестровцы считают наиболее благоприятным периодом. Там отчетливо видно, что экспорт с левого берега вырос на 19%»- сказал Владимир Воронин.
Непонятно откуда взята эта цифра, по какой методологии ее рассчитывали. Конечно, если в 2007 году в Молдове зарегистрировалось больше приднестровских предприятий, чем в 2005, то соответственно возрастет и объем отмеченного в Молдове экспорта. С этим не поспоришь. Другое дело, что с чем сравнивали, чтобы получились 19% прироста.
Помимо литературных находок, были в этом интервью и находки политологические. Свое видение Приднестровья в составе РМ Воронин сформулировал как «автономия с широкими полномочиями республики».
«Нигде, ни в одном справочнике, ни в одном учебнике вы не найдете такой формулировки. Это ноу-хау в области политических наук», - так прокомментировала слова Воронина Светлана Осипова.
И далее опять противоречие – «Молдова останется унитарным государством с двумя автономными образованиями – Гагаузией и Приднестровьем».
Конечно, поводов для иронии молдавский президент дал массу. Но если вернуться к сказанному им, и из груды несуразиц и литературных шедевров вытянуть суть, то получается, что Воронин снова перетряхивает сундуки и извлекает из нафталина старые идеи.
За основу он предлагает взять закон 2005 года о статусе Левобережных районов РМ. В свое время именно этот закон, принятый молдавским парламентом, торпедировал план Ющенко, что ввергло в шок всю украинскую дипломатию. Именно этот закон, по мнению России, завел в тупик переговоры между РМ и ПМР. Благодаря именно этому закону теперь все переговоры ведутся, по сути, вне правового поля, потому что идут в разрез с его положениями. На это неоднократно указывали правоведы и юристы. В связи с этим, перспективы у переговорного процесса между Кишиневом и Тирасполем, прямо скажем, туманные. Тем более, молдавский президент не упоминает о соблюдении ранее подписанных договоренностей. А именно на этом настаивает приднестровская сторона.
Возврат же к идее автономизации Приднестровья – это возврат в прошлое. В 90-е годы эта идея была актуальна, но из-за несговорчивости молдавского руководства момент был упущен. И теперь к этой идее в Тирасполе вряд ли станут возвращаться. Согласившись на автономию в составе РМ, Приднестровью стоит сразу попрощаться со всеми наработками в области построения собственной государственности.
Недавно в Тирасполе дал пресс-конференцию известный гагаузский правозащитник Иван Бургуджи, который заявил о постоянном нарушении Кишиневом прав гагаузского населения, предусмотренных конституцией Гагаузии. По его мнению, в автономной Гагаузии сейчас отрабатывается аджарский вариант смены элит, который потом собираются применить в Приднестровье.
Одной из основных причин, заставивших Приднестровье идти по собственному пути развития, был языковой вопрос.
Теперь Воронин предлагает приднестровцам самим отказаться от своих же идей.
«У Приднестровья останется все: герб, флаг, государственные языки (в ПМР три госязыка — молдавский, русский и украинский.— "Ъ"), которые они считают нужными. Конечно, молдавский язык будет государственным на основе конституции, но все остальные языки могут функционировать на их территории, как и раньше. Кстати, по нашим законам русский язык имеет в Молдове статус языка межнационального общения. Приднестровцы хотят, чтобы у них был еще и украинский. Ну так пожалуйста!»
В культуре межнационального общения для Приднестровья это шаг назад. И то, что предлагает Воронин относительно языков звучит как вызывающая насмешка. Только один государственный язык в качестве государственного повлечет за собой дискриминацию по национальному признаку. Молдавский язык в ПМР знают не все. Тем более на основе латинской графики. А ведь именно такой язык сейчас в РМ, по сути румынский, называется молдавским.
Говоря о неких секретных переговорах между Москвой и Кишиневом, Владимир Воронин заявил, что секретных переговоров нет. Да, действительно никто не делает секрета из того, что проходят встречи, но в секрете остается мотивация лидеров государств на этих встречах. Как бы случайно, президент Молдовы плавно переходит от разговора об основах урегулирования конфликта к теме нейтралитета РМ.
«В соответствии с конституцией наша страна и так нейтральна. Но теперь желательно, чтобы этот статус был зафиксирован еще и в декларации о том, что все признают наш нейтралитет. Этот документ должны подписать все стороны, которые участвуют в переговорном процессе в формате "5+2", за исключением Тирасполя», - сказал Владимир Воронин.
Все эти заявления – откровенный блеф молдавского президента. Намеренно или нет, но Воронин почему-то «забыл», что декларация – это всего лишь провозглашение принципов. И она не обязательна к исполнению. Вот если бы речь шла о конвенции, тогда можно говорить о серьезности подхода молдавского руководства. Однако в истории немало примеров, когда конвенции тоже нарушались. Кроме того, молдавский лидер прославился тем, что очень часто отступает от своих принципов. В Кишиневе жгли портреты Владимира Путина и российские флаги, но это не мешает Воронину ездить в Москву и встречаться с Путиным.
«В действительности реализовать нейтралитет может только страна с высоким политическим статусом в мире и экономически самодостаточная», - отметила в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс» Светлана Осипова.
В Приднестровье уверенны, что все заявления молдавского президента, периодически появляющиеся в прессе, голословны. Они ничем не подкреплены. Это просто повод напомнить о себе. Молдова в 2003 году сорвала подписание плана Козака, но это не мешает ее руководителю утверждать, что предложения из этого документа могут быть реализованы. Говоря о выходе из ГУАМ, Воронин не говорит, что Молдова ратифицирует Устав СНГ или вступит в Союз Белоруссии и России, как обещал в 2001 году. Политологи уверены, что в Молдове ни на шаг не отошли от позиций, приведших к противостоянию на берегах Днестра. А все выступления в прессе – это хорошие декорации к плохому спектаклю, срежиссированному молдавским руководством.