ГАЗЕТНЫЕ «ИНИЦИАТИВЫ» ВЛАДИМИРА ВОРОНИНА. ТРИ МЕСЯЦА СПУСТЯ…
Инициативы президента Молдовы Владимира Воронина по усилению мер доверия между Кишиневом и Тирасполем, сделанные три месяца назад в нелепой форме газетных интервью, продолжают муссироваться не только в Молдове, но и на Западе чуть ли не как единственная панацея, способная разрешить молдо-приднестровскую проблему. Как заявил председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэль Баррозу, выступая 15 января
в Брюсселе после переговоров с Ворониным, Европейский Союз готов для этого даже направить экспертов и выделить немалые средства на меры по укреплению «взаимного доверия».
То есть в очередной раз ЕС намеревается решить приднестровский вопрос, находясь на поле молдавского президента, без учета мнения приднестровской стороны. Между тем, место посредника как раз посередине. Почему ЕС тяготеет к так называемым молдавским инициативам, догадаться нетрудно.
Напомним, в своих интервью Воронин предлагал заменить российских миротворцев гражданскими наблюдателями; ликвидировать всю тяжелую технику и вооружение, системы залпового огня и ракетные комплексы и начать строительство объединенных вооруженных сил; снять приднестровские таможенные и пограничные посты; взять под контроль Приднестровскую железную дорогу; реформировать Приднестровский государственный университет, аккредитовав его в Кишиневе; создать совместное телевизионное вещание под эгидой неправительственных организаций.
Реально оценивая последствия воплощения данных инициатив в жизнь, приднестровцы прекрасно понимают, что все они направлены вовсе не на сближение Кишинева и Тирасполя, а на ликвидацию Приднестровской Молдавской Республики. Думается, именно поэтому на Западе так заинтересованы в их реализации. Именно поэтому Евросоюз готов выделить деньги и направить в Молдову и Приднестровье своих экспертов. ЕС совместно с США уже неоднократно предпринимал попытки склонить Приднестровье к реализации «газетных» предложений молдавского президента. Так, в конце минувшего года Тирасполь посещали Специальный представитель ЕС в Молдове Кальман Мижеи, чрезвычайный и полномочный посол США в РМ Майкл Кирби, действующий председатель ОБСЕ Мигель Анхель Моратинос.
Однако убедить Приднестровье в благих намерениях Воронина они так и не смогли. Впрочем, даже потерпев фиаско, США и ЕС не оставляют надежд уговорить Приднестровье собственноручно подписать себе смертный приговор.
К примеру, 14 января Кальман Мижеи заявил, что участие представителей Приднестровья в работе совместных с Молдовой экспертных групп по реализации инициатив молдавского президента имеет большое значение, поскольку эти проекты можно воплотить в жизнь лишь общими усилиями. При этом Мижеи считает, что для начала совместной деятельности рабочих групп «приднестровские политики должны проявить дальновидность и начать сотрудничать для политического урегулирования и решения проблем инфраструктуры, экономической реинтеграции, свободного передвижения населения обоих берегов Днестра и для развития социальной сферы».
Но если бы Молдова действительно хотела сделать шаг навстречу, она в первую очередь отменила бы экономическую блокаду Приднестровья. Это был бы шаг. А пока – одни слова, которые, как известно, приднестровцы толкуют, исходя из существующих реалий да горького собственного опыта «добрососедских» отношений с Молдовой.
Министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай еще в октябре минувшего года назвал предложения молдавского президента «неинтересными, нереализуемыми и неуместными», добавив при этом, что «инициативы Воронина - это пиар-акция, приуроченная к саммиту СНГ в Душанбе и к консультациям в формате "3+2". Если бы Воронин действительно хотел все это реализовать, он бы озвучил предложения 1 января, а не делал перед саммитом и консультациями голословных заявлений». Трудно с этим не согласиться.
Поэтому на состоявшейся 14 января встрече с Послом Российской Федерации в Молдове Валерием Кузьминым Президент ПМР в очередной раз обратил внимание на то, что приднестровская сторона не отказывается от переговоров, но вестись они могут только в том случае, если важнейшим условием диалога будет равноправие сторон. «О каких переговорах может идти речь, когда одна сторона, пользуясь своей признанностью, оказывает различного рода давление на другую? Для недопущения подобных ситуаций нам необходимы международные гарантии, подтверждающие право на свободное передвижение товаров и людей и нормальное функционирование европейских транспортных коридоров. Решить эту проблему могут наши гаранты", - подчеркнул Игорь Смирнов.