«НА ГРАНИ» БЕЗ ГРАНИ
Пожалуй, любой художник (поэт, музыкант…), решив познакомить публику с плодами своей творческой деятельности, больше всего боится… безразличия. И нередко, боязнь остаться незамеченным, толкает автора на явный эпатаж, причем последний, как правило, в подобных случаях из средства превращается в цель. Но всё дело как раз в том, что чем больше художник пытается «потрепать нервы толпе», тем больше сам становится зависим от суждений публики.
Так или иначе, но именно безразличие - это единственная реакция, которой не было сегодня ни у кого из посетителей выставки жанровой фотографии «На грани». Фотоработы представленные в фойе Киноконцертного комплекса «Тирасполь», как отмечалось в экспликации, действительно, «резко отличаются от большинства выставок, проходивших в Приднестровье». Хотя бы потому, что неизвестным для посетителей остался сам автор, который не только не присутствовал на открытии, но и предпочел вместо указания биографических данных ограничиться псевдонимом «Охота».
По словам организаторов экспозиции, автор убежден, что восприятие представленных в экспозиции работ не требует никаких поправок на личность их создателя, а значит и авторских комментариев. Пресс-релиз, правда, содержал определенную информацию о творческом кредо таинственного фотографа. А именно, что в своих работах он (она) «отображает самые обыденные объекты и ситуации в нестандартном ракурсе, заставляя зрителя видеть то, что обычно остается без внимания, испытывать сильные впечатления, погружаться в своеобразный транс или переживать эмоциональный шок, обретая чистоту взгляда и возможность смотреть по-новому на окружающий мир…»
Трудно сказать обрели зрители после знакомства с экспозицией «чистоту взгляда» или нет. Думается, что до «эмоционального шока» тоже ни у кого дело не дошло… И уже с полной уверенностью можно сказать, что «смотреть по-новому на окружающий мир» с помощью индуктивного метода (от частного к общему), которым надо отдать должное, мастерски пользуется автор, в искусстве научились давным-давно.
Все же, в какой-то мере «Охоту» на зрителя следует признать удавшейся. Шок, которого непонятно почему так добивался охотник, действительно, был - нравственный шок. Многих, например, насторожила фотография с названием «Символ веры», на которой Христорождественский собор снят через перекрестие ограды. Причем, центр этого перекрестия отчетливо напоминает свастику. На другом же снимке над мемориальной плитой объектив из всей фразы запечатлел только слово «ничто». Вопрос «Что хотел этим сказать автор?» в итоге остался без однозначного ответа. И можно, конечно, долго говорить о том, что каждый видит свою черную кошку в черной комнате, нельзя лишь определить, что видел сам художник и где в названных картинах у фотографа проходит нравственная грань.
Впрочем, последуем примеру «Охоты» и в свою очередь тоже воздержимся от однозначных оценок. Например, автору этих строк показались трогательными и, более того - социально значимыми картины, посвященные теме детства. Так на фотографии «Беспризорный» в кадр попала детская коляска на безлюдной набережной Днестра – здесь явно затрагивается, обострившаяся в последние два десятилетия проблема сиротства и крушения семьи – ячейки общества. О детском одиночестве рассказывает и картина «Боль» - на глаза мальчика наворачиваются слезы, чувствуется не по-детски глубокая и потому невыразимая тоска. А брошенная в грязь кукла на снимке «Повзрослела» разве не символизирует укоренившуюся в подростковой среде систему ценностей, благодаря которой дети теперь «слишком рано взрослеют».
Как справедливо отметил председатель Союза фотохудожников Приднестровья Александр Паламарь «Во всех представленных в экспозиции работах в первую очередь видна мысль». Другое дело, что её вектор, подчас трудно уловим. Если же учесть, что каждая работа включает множество пластов, иногда, как мы видели, весьма противоречивых, провести грань между черным и белым в творчестве фотографа становится весьма и весьма не просто. А то, что это работы, действительно, фотографа ни у кого из посетителей выставки не вызвало сомнения. Так, по словам известного в Приднестровье фотохудожника Михаила Блонштейна, «большинство людей, когда идут по улице просто смотрят по сторонам, а настоящий фотограф видит, ищет, и всегда знает, чего хочет».
Экспозиция будет действовать до 25 апреля, после чего продолжит свою работу в Бендерах.