image001-9108.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

«ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ» - ОБРАЗЫ И МЫСЛИ

Насыщенную событиями череду праздничных торжеств, приуроченных к «Дням Москвы в Приднестровье» утром 4 октября в киноконцертном комплексе «Тирасполь» открыла фотовыставка «Прогулки по Москве».

image003-3269.jpgimage005-1140.jpgПодготовленная московскими фотокорреспондентами, экспозиция также вполне могла бы называться «Москва глазами москвичей». Отношение к «городу - городов русских» чувствуется в каждом кадре. Чувство это, едва ли не передаётся самой технике. И вот, зритель, внезапно ловит себя на мысли, что изначально бездушный, безразличный к объекту съемки объектив, оказывается, тоже смотрит на первопрестольную влюбленным глазом.

На открытии выставки побывали представители государственной власти ПМР и госадминистрации Тирасполя. Как отметила министр просвещения Мария Пащенко, «приднестровцы никогда не отделяли себя от России, а в Москве всегда видели не только свою историческую столицу, но и надежную защитницу, которая не раз в трудную минуту приходила на помощь народу Приднестровья».

Мария Пащенко выразила сожаление, что с момента распада СССР «выросло целое поколение приднестровцев, которое никогда не было в Москве и почти не имеет представления о тех культурных ценностях, которые там сосредоточены». Понятно, что для работоспособной категории граждан ПМР, «Москва» всё больше ассоциируется с заработками, когда о посещении театров и музеев не может быть и речи. А это совсем другая сторона той жизни, которая разворачивается на пространстве фотобумаги.

image007-534.jpgimage009-347.jpgСославшись на известные экономические трудности в ПМР, гость и одновременно один из создателей выставки фотокорреспондент Итар-ТАСС Владимир Артемов,  выразил надежду, что, ознакомившись с представленными работами, столица России для приднестровцев станет хоть  немного ближе. 

            Несмотря на то, что в экспозиции, явно преобладают знаковые панорамы – собор Василия Блаженного, МГУ, телецентр Останкино, представляется, что главными для понимания замысла фотографов являются, все же не они.

             Так, многие посетители выставки, оказавшись подле баннеров с видами некоторых московских скверов и прудов, радостно восклицали, «да ведь, если не знать, что это в Москве, можно подумать, что это наши дети рисуют на берегу Днестра». Действительно, уж очень умильными на фоне каменных колоссов и многоцветной иллюминации выглядят безлюдные улочки, скамейки в парке под шапкой рыжей листвы… Но главный «приз зрительской симпатии» здесь, безусловно достался картине «Ростокинский акведук. Первый московский водопровод». Вот этот пейзаж мог найти и снять только московский фотограф. И как снять… Темные узловатые ветви склоняются к самой воде канала. По берегам ещё лежит снег, но по всему видно, что это последний оплот зимы. На сводах моста, на снегу отсвет нежно-розового заката…

image011-221.jpgimage013-186.jpg            К числу ключевых в экспозиции работ автор этих строк отнес бы и портретную серию «День Победы. Ветераны войны». Пристальное внимание к человеку (практически недоступное жителям больших городов в стремительном, нескончаемом потоке событий и лиц), вот то без чего не должен обходиться ни один современный художник. И, конечно, именно о людях, об их судьбах думает седобородый матрос на фотографии «Встреча юнг ВМФ». Едва уловимая улыбка старца, говорит о его чаяниях – мол, должно же быть и счастливое поколение русского воинства, которое минует война. Но грусть в глазах старого морского волка выдает и то, о чем неумолимо свидетельствует жизненный опыт – «нет мира, там, где его не умеют отстаивать». А значит, зоркие молодые глаза защитников Родины должны, не теряя бдительности, вглядываться в даль.

           

Николай Феч