image001-7664.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

СМЕРТЬ АЛЕКСАНДРА ГУСАРА И  ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФЕМИДЫ

image003-2091.jpgШестнадцать лет назад, 8 мая 1992 года в Приднестровье  был зверски убит начальник штаба ополчения Слободзейского района, активный участник создания ПМР Александр Гусар.

Убийство совершила диверсионная группа «Бужор». За две недели до этого она же учинила расправу над депутатом Верховного Совета ПМР и МССР Николаем Остапенко.

Возглавлял террористическое формирование руководитель Тираспольского филиала Народного фронта Молдовы Илие Илашку.

Всего через два месяца многие члены банды были задержаны на территории Приднестровья и признаны судом ПМР виновными в совершении ряда особо опасных преступлений. Илие Илашку приговорили  смертной казни, однако, впоследствии высшая мера наказания была заменена арестом.

Освободился террорист в мае 2001 года. Вскоре он заявил о том, что  гордится своим участием в терроре и готов в дальнейшем использовать те же методы на территории ПМР. Мало того, Илие Илашку принял активное участие в процессе против Молдовы и России в Европейском суде по правам человека. Эти государства, согласно иску, обвинялась в том, что «сделали недостаточно для освобождения членов группы». К всеобщему удивлению жалоба европейцами была признана приемлемой. Напомним, что по решению суда Россия и Молдова должны были выплатить террористу и его подельникам около 800 тысяч евро.

Решение европейских правозащитников вызвало резонанс. С таким беспрецедентным по степени «гуманности» подходом к экстремизму категорически не согласна и вдова Александра Гусара. В 2002 году она – гражданка РФ, обратилась к Владимиру Путину с открытым письмом, в котором рассказала, что в течение 1992 года ей и членам семьи постоянно угрожали, дом обстреливали. А 8 мая, когда муж ехал на работу, его обманным путем схватили, вывезли в сад и заживо сожгли в собственной машине. «Считаю, что убийца Илашку должен быть признан террористом и осужден», - писала Людмила Гусар.- «Как гражданка РФ, я обращаюсь к вам, господин президент, с просьбой об оказании мне правовой и финансовой помощи для оформления обращения в Гаагский суд».

            В 2004 вдова Александра Гусара, действительно обратилась в Европейский суд с просьбой защитить свои права. До этого она безуспешно пыталась пообщаться с представителями ОБСЕ, регулярно навещавшими убийц ее мужа в тюрьме. Европейские правозащитники обещали во всем разобраться, мол, ваше письмо получили - читаем и думаем.

            Что ж, повод задуматься действительно есть. Как писали российские СМИ,  «вот уже многие годы мы являемся свидетелями печально знаменитых двойных стандартов Запада. Удовлетворение требований группы Илашку  подрывает веру в справедливость международных правозащитных институтов. Это вызов ценностям современной цивилизации, которому нет, и не может быть оправдания...»

            Приднестровцам не понаслышке известно избирательное отношение мировых держав. Но то, с какой легкостью в Европе поменяли местами понятия «террорист» и «жертва», вызвало шок в приднестровском обществе. Здесь хорошо помнят бесчинства, которые в 1992 творили «бужоровцы». А об Александре Гусаре вспоминают как о « добром, отзывчивом человеке». Родом он был из России, но, по словам жены, считал своим домом Приднестровье. И он это доказал, отдав жизнь во имя молодой республики.

Николай Феч