image001-7169.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

ИВАН БУРГУДЖИ: ДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СИЛ МОЛДОВЫ Я РАСЦЕНИВАЮ КАК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕРРОРИЗМ

image003-1681.jpg«Мой захват был спланирован заранее. Кроме того, в 2006 году готовилась провокация против России и оппозиционных сил Молдовы и Гагаузии», - об этом заявил сегодня в Тирасполе на брифинге в Министерстве информации и телекоммуникаций гагаузский правозащитник и общественный деятель Иван Бургуджи.

«Действия сотрудников полиции – это государственный терроризм. По-другому это назвать нельзя!», - особо подчеркнул Иван Бургуджи.

Напомним, что 17 декабря 2006 года Иван Бургуджи был задержан по дороге в город Чадыр-Лунга, куда он направлялся для голосования во втором туре выборов башкана Гагаузии. Известный гагаузский патриот провел в тюрьме 14 месяцев. Его освободили 31 января 2007 года по амнистии.

Глава представительства Гагаузии в ПМР Иван Бургуджи отметил, что в декабре 2006 года поехал голосовать в Гагаузию, так как на руках у него были документы, подтверждающие, что в Республике Молдова все дела против него прекращены. Однако при въезде в Чадыр-Лунгу

в 11 часов 20 минут по местному времени его задержала группа вооруженных людей из 30 человек, которыми руководил Степан Мангэр. Иван Бургуджи напомнил, что именно Степан Мангэр ранее задерживался в Приднестровье при попытке похитить гагаузского правозащитника.

«Я предъявил бумаги, но по телефону полицейские получили указание любыми способами доставить меня в Кишинев», - сказал Иван Бургуджи.

При задержании полицейские попытались силой захватить машину, в которой ехал гагаузский правозащитник. Однако это не удалось. Позже выяснилось, что с машиной был связан определенный план. Предполагалось сообщить, что в машине найдены коробки с пачками российских денег.

«В день задержания адвокат сообщила мне, что в моей машине найдены российские деньги. Но я знал, что машину не задержали. Хотя и очень старались это сделать. Моим родственникам, сыну и невестке,  выкручивали руки. Доказать, что машина моя – не смогли. Она записана на моего сына. Потом я понял, что, вероятно, машина им была нужна для того, чтобы подбросить в нее деньги, а потом зафиксировать это и предъявить как доказательство», - уверен Иван Бургуджи.

Гагаузский правозащитник сообщил, что после задержания его привезли в Кишинев, где он находился до вечера. В 23.35 его привезли в Гагаузию, в Комрат.

В Кишиневе Ивана Бургуджи доставили в Департамент по борьбе с организованной преступностью. Там, без предъявления каких-либо обвинений, стали допрашивать. Приходили сотрудники СИБа в гражданской одежде, прокурор Игорь Ешану, следователи. Вопросы, которые они задавали, не имели никакого отношения к правозащитной деятельности Ивана Бургуджи.

«Их интересовало, есть ли связи между гагаузской оппозицией и Модестом Колеровым, финансирует ли Колеров оппозицию?  Как передает деньги?  В каких отношениях я нахожусь  с Президентом ПМР Игорем Смирновым, с министром госбезопасности ПМР Владимиром Антюфеевым,  с Дмитрием Соиным, Романом Коноплевым. Звучали оскорбления  в адрес приднестровского руководства. Еще меня много спрашивали о деятельности приднестровских бизнесменов – Ильи Казмалы и Виктора Гушана. Предлагали подписать какие-то бумаги в обмен на освобождение», - сообщил журналистам Иван Бургуджи.

За отказ подписать документы Ивана Бургужди избивали. Избивали его и при задержании. Били головой о дверь, по позвоночнику. Позже, в МВД,  его уже не били, но применяли другие, не менее жестокие методы.

«Опера в МВД начали опять спрашивать про Колерова. Выясняли, какие взаимоотношения между Смирновым и Антюфеевым. С кем связан в Посольстве РФ в РМ Николай Андроник,  как часто выезжает из ПМР И. Смирнов и В. Антюфеев, можно ли выманить Владимира Антюфеева за пределы ПМР и под каким предлогом?  На какие деньги издается газета «Гагауз-Халкы»?

Меня раздевали до гола и по 40-60 минут держали на бетонном холодном полу. Одежду бросали в бак для параши. Прежде чем ее одеть, я ждал - когда она высохнет. Заставляли подписать документы и обещали выпустить. Ни одного вопроса не было задано по делу, которое возбудили в отношении меня», - сказал гагаузский правозащитник.

Вначале, по словам Ивана Бургуджи, его обвинили в том, что якобы в 2005 году он бросил гранату Ф-1 в окно депутата Ильи Челаки. Затем это обвинение сняли и предъявили другое. Якобы, Иван Бургуджи похитил 81 тысячу 900 леев, предназначенные для представительства Гагаузии в Приднестровье. Однако все финансовые документы были в порядке. Доказательств вины не было. Свидетели подтверждали своими показаниями невиновность Ивана Бургуджи.

«Из двух  томов уголовного дела только 8% относится к материалам, остальное – это мои выступления, опубликованные в сети Интернет. Были там и фотографии моей жены. И я сделал вывод, что ее тоже хотят задержать, чтобы потом «давить» на меня. Я предупредил жену, чтобы она не приезжала в Кишинев», - сообщил гагаузский правозащитник.

Давая оценку произошедшему с ним, Иван Бургуджи особо подчеркнул, что «в Молдове законодательство не соблюдается. Там живут «по понятиям». Законы преступного мира там соблюдаются, пожалуй,  четче, чем обычные законы».