image001-8552.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

ОБСЕ – РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗВЕСТНЫ ЗАРАНЕЕ

Очередные выборы в очередной постсоветской стране, не являющейся марионеткой Запада, признаны недемократичными все тем же, набившим оскомину, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. Состоявшиеся в Белоруссии 28 сентября очередные выборы нового состава депутатов нижней палаты парламента страны, БДИПЧ заклеймила как несоответствующие демократическим стандартам. Участники миссии мониторинга заявили, что на многих участках им не позволяли наблюдать за подсчетом голосов. В тех случаях, где им все удалось проконтролировать этот процесс, они зафиксировали «сознательную фальсификацию результатов».

image003-2801.jpg«Запад разочарован парламентскими выборами в Белоруссии и не может признать их в полной мере свободными и справедливыми» - таков основной смысл оценок, прозвучавших от руководителей миссий международных наблюдателей ОБСЕ.

А теперь вернемся на два года назад. 19 марта 2006 года в Белоруссии проходили выборы Президента. Оценка их со стороны ОБСЕ была следующей «Президентские выборы в Белоруссии были недемократичными. Должна быть предпринята попытка обжаловать результаты выборов. Заявления белорусских спецслужб о планах оппозиции по силовому захвату власти также способствовали установлению атмосферы устрашения и нестабильности. Во многих случаях результаты голосования подводились карандашом, и наблюдателей не подпускали на необходимое расстояние, чтобы следить за тем, как проставляются отметки на бюллетенях». На чем же основываются такие заключения БДИПЧ? Разумеется, на докладах рядовых наблюдателей, которые ведут мониторинг выборов, а затем составляют отчеты по специальным формам. Так вот, в 2006 году эти отчеты волей случая оказались в руках московского отделения Международного Мониторингового Бюро. И выяснилось, что никаких особых нарушений рядовые наблюдатели ОБСЕ не зафиксировали. Оценка хода голосования согласно пунктам стандартного отчета БДИПЧ была следующей:

«Оценка процедур при голосовании» - 70% отлично, 15% хорошо, 15% - удовлетворительно.

«Руководили ли действиями комиссий неуполномоченные лица?» - «нет» - 97%, еще 3% не смогли ответить на этот вопрос.

«Было ли запугивание избирателей?» - 100% наблюдателей отметили, что запугивания не было.

«Были ли проблемы на участке во время голосования?» - «нет» - 100%.

«Всегда ли избиратели заполняли бюллетень тайно?» - «всегда» - 85%, еще 12% затруднились с ответом, а 3% ответили «в основном».

«Были ли попытки влияния на волеизъявление избирателей» - «нет» 94%.

«Были ли попытки вброса бюллетеней» - «нет» - 94%, «не знают» - 6%.

На основании данных рядовых наблюдателей ОБСЕ, можно сделать вывод, что выборы Президента Белоруссии прошли демократично и являются легитимными. Но вместо этого, БДИПЧ заявляет совершенно противоположное, умалчивая данные, полученные от своих же наблюдателей. Как это назвать? Подлог? Преступление? Или же и то, и другое?

На нынешних выборах нижней палаты парламента Белоруссии, по всей видимости, произошло то же самое. ОБСЕ заявила, что выборы не были легитимными и собирается требовать их непризнания, в то время, как миссии наблюдателей СНГ и наблюдателей от белорусско-российского Союзного государства заявляют, что «парламентские выборы в Белоруссии прошли на высоко организованном уровне и в полном соответствии с национальным законодательством, а также общепризнанными международными нормами».

Об ангажированности ОБСЕ и ее структуры по мониторингу выборов - Бюро по демократическим институтам и правам человека – говорят давно и много. Сама специфика деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, концентрация ее внимания исключительно на постсоветском пространстве и территории бывшей Югославии, говорят о том, что ОБСЕ занимается не вопросами безопасности в Европе, а вопросами продвижения своих интересов в странах СНГ и на Балканах. Впрочем, после распада общего сербско-черногорского государства и отделения Косово от Сербии, вся деятельность ОБСЕ теперь сконцентрирована на постсоветском пространстве. Никакой работы на территории ЕС эта организация вообще не проводит, в том числе и мониторингов выборов. Априори они считаются демократичными и легитимными. Что же касается пространства бывшего СССР, то здесь видна предвзятость отношения ОБСЕ к тем или иным государствам, которая наиболее ярко проявляется именно при оценке избирательных кампаний. И это не удивительно, ведь от того, какие силы победят на выборах, зависит курс государства, а от того будет ли признана Западом их победа или нет, зависит легитимность тех или иных политических сил, пришедших к власти, в глазах мирового сообщества.

Но это, так сказать, номинальное положение вещей. На самом деле и ОБСЕ и БДИПЧ давно утратили доверие в странах бывшего СССР, разумеется, за исключением прозападных, где ОБСЕ обеспечивает видимость законности и обоснованности существования у власти тех или иных политических сил. Именно об этих странах мы постоянно слышим хвалебные отзывы о демократичности властей и прозрачности, честности и открытости проводимых в них выборов. Причем, какие бы нарушения не были выявлены в ходе избирательных кампаний и во время самих выборов наблюдателями от других мониторинговых организаций, какие бы грубые попрания прав избирателей не были бы зафиксированы наблюдателями из СНГ, ОБСЕ будет все отрицать, как это было в Грузии с тотальным давлением властей на оппозицию, или Молдове с массовым вбросом бюллетеней в марте 2005 года.

И совершенно другая картина в Белоруссии, Казахстане, России, где, по заявлениям ОБСЕ, выборы не соответствуют нормам избирательного права и вообще демократией в этих странах не пахнет. Россия долго терпела подобную предвзятость, пыталась исправить положение вещей, призывая ОБСЕ серьезно скорректировать деятельность бюро по демократическим институтам и правам человека. Глава российского МИДа Сергей Лавров на протяжении многих лет неоднократно заявлял о том, что «автономность БДИПЧ переросла в бесконтрольность», и что «с этим мириться нельзя», и что «необходимо навести порядок в одной из основных сфер деятельности Бюро - наблюдении за выборами», но и по сей день, судя по прошедшим выбором в Белоруссии, ничего не изменилось. И тогда, осознав тщетность увещеваний, Россия поступила очень мудро. Отметя необоснованные требования БДИПЧ об увеличении числа наблюдателей выше установленной нормы, а также сроков мониторинга, она не допустила диктата этой организации. Сергей Лавров прямо заявил о том, что «уважающая себя страна ультиматумы не принимает. Мы сожалеем, что такой подход в позиции БДИПЧ возобладал, но мириться с таким положением дел не намерены». В ответ на это БДИПЧ вообще не прислало своих наблюдателей на выборы Президента РФ, что, разумеется, не помешало их проведению и признанию международными и российскими наблюдателями их легитимности.

Россия сделала свой выбор, отказавшись от услуг ангажированного Бюро. Думается, и Белоруссия после прошедших 28 сентября выборов тоже последует ее примеру. Минск, очень рассчитывавший на то, что на этот раз Запад все же по достоинству оценит открытость и прозрачность выборов, думается, сделает для себя окончательные итоги. Даже если выборы пройдут идеально, ОБСЕ не признает их законность по одной простой причине – чтобы называться «демократической» страной с честной избирательной системой, нужно доказать свою преданность Вашингтону и ненависть к Москве. Вот тогда страна станет истинно «демократичной», и хоть сажай в тюрьмы оппозицию, хоть расстреливай ее, никто и слова не скажет.

Сегодня ОБСЕ не нужно даже проводить мониторингов, чтобы сделать заключение о демократичности или недемократичности выборов в той или иной стране. Оценка выборам вполне может быть поставлена исходя лишь из политических предпочтений того или иного государства. Мало того, ОБСЕ так и делает - не проводя мониторинга раздает заключения об их легитимности. Мало того, она делает это задолго до самих выборов. Достаточно вспомнить выборы Президента ПМР и референдум 2006 года, когда ОБСЕ за несколько месяцев до их проведения заявила, что не будет признавать их результаты, ибо они, по мнению ОБСЕ, априори не могут быть демократичными. Это уже даже не парадокс - не видя что-то давать этому оценку, это грубое попрание прав людей, игнорирование международных норм и правил. И даже после того, как многочисленные наблюдатели и России, Украины, Белоруссии, Молдовы других стран ближнего и дальнего зарубежья заявили, что референдум и выборы прошли без нарушений и соответствуют всем нормам избирательного права, ОБСЕ не отказалось от своей позиции.

Репутации ОБСЕ в случаях с Приднестровьем, Белоруссией и Россией нанесен серьезный удар. Удар, который после явно ангажированного поведения этой международной структуры в ходе президентских выборов 2004 года в Украине, президентских выборов 2005 года в Казахстане и парламентских выборов в 2005 году в Азербайджане может стать фатальным. Сегодня во многих постсоветских странах задаются вопросом, а что делает ОБСЕ на их земле? Кто дал право пришлым, не чистым помыслами и на руку людям решать чьи-то судьбы? Для чего пустили их в наши дома? Чтобы они устанавливали здесь свои порядки? И совершенно прав руководитель украинской политической партии «СПАС» Эдуард Коваленко, заявивший однажды, что «ОБСЕ – это инструмент, рычаг влияния на славянский народ. Я даже больше скажу, это паразит и раковая опухоль всего мира». Думается, более точной характеристики ОБСЕ найти невозможно.

А. Галин