2008 ГОД – ГОД НАЧАЛА ПАРАДА СУВЕРЕНИТЕТОВ
2008 год по праву можно назвать годом парада суверенитетов. 17 февраля при поддержке Запада объявила о своем суверенитете сербская автономия Косово, 26 августа после кровопролитной войны, развязанной Грузией против народа Южной Осетии, Россия признала независимость этой республики, а также Республики Абхазия. Право наций на самоопределение, так долго отрицавшееся мировым сообществом в угоду принципа нерушимости границ, было возвращено в мировую практику разрешения территориальных споров. Разумеется, законно претендующих на суверенитет государств и территориальных образований в мире гораздо больше, нежели тройка новопризнанных государств, причем, признанных лишь частично, так как большинство стран мира не согласились с независимым статусом Косово, Абхазии и Южной Осетии. В то же время это не умоляет факта признания, дающего право этим республикам строить свои собственные государства и в перспективе рассчитывать на всеобщее признание.
Именно признание ведущими западными державами независимого статуса Косово привело к изменению политической реальности. Независимость территорий, борющихся за свою национальную самостоятельность и самоидентичность против нарушающих права меньшинств метрополий, стало ни чем-то призрачным и недостижимым, а законным способом разрешения национальных конфликтов. И хотя в случае с Косово борьба за самоопределение велась антигуманными способами, а сама территория автономии являлась исконно сербской землей, факт обретения суверенитета привел в конечном итоге к признанию независимости Абхазии и Южной Осетии. То, что эти две кавказские республики имели больше прав на суверенитет: исторических, политических, этических, этнокультурных - никогда не вызывало сомнений. Но геополитические реалии и нормы международного права требовали признания территориальной целостности стран, несмотря на то, что во многих из них конфликты вызревали десятилетиями, носили ярко выраженные черты геноцида, массового нарушения прав человека, а порой стоили сотен и тысяч человеческих жизней.
После Косово мир изменился. К сожалению, пока эта трансформация минимальна. Законные требования двух сотен территорий, борющихся сегодня за признание независимости, мировым сообществом пока не услышаны. Во всех уголках мира продолжают тлеть конфликты, которые в любой момент готовы вылиться в кровопролитные войны. К сожалению, Приднестровье здесь не является исключением.
С признанием Косово народ Приднестровья обрел надежду на скорое обретение независимости собственного государства. Казалось, еще вот-вот – и столь долгожданное событие произойдет. Однако на состоявшихся в Госдуме РФ парламентских слушаниях на тему «О состоянии урегулирования конфликтов на территории СНГ и обращениях к Российской Федерации о признании независимости Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики» было принято решение: «в случае возможного вооруженного нападения Грузии на Абхазию или Южную Осетию или шагов по форсированному продвижению Грузии в НАТО необходимо принять все меры для защиты граждан Российской Федерации, проживающих в Абхазии и Южной Осетии» и «рассмотреть вопрос о целесообразности признания независимости Абхазии и Южной Осетии». О Приднестровье речи не шло вообще, впервые ПМР отделили от Абхазии и Южной Осетии. Причиной тому стали неискренние заверения молдавских властей в дружелюбном отношении к России и декларации о нейтралитете. С этого момента в российских политических кругах появляется много приверженцев «урегулирования на основе территориальной целостности Молдовы».
В августе уходящего года, когда Грузия практически стерла с лица земли Цхинвал и большинство населенных пунктов Южной Осетии, Россия, опираясь на косовский прецедент, признала независимость этих двух кавказских республик и, в свете мартовских установок, не признала суверенитет Приднестровья.
Нападки Запада на Россию из-за признания Абхазии и Южной Осетии были достаточно жесткими, хотя, как мы уже знаем, лишь вербальными. Никаких политических и экономических последствий от признания кавказских республик Москва не испытала. Наоборот, Россия приобрела определенные политические дивиденды, показав всему миру, что с ней надо считаться.
Что касается Приднестровья, то здесь был избран другой сценарий – проблема может быть решена только на основе взаимной договоренности сторон. В сегодняшних условиях для Приднестровья это, хотя и не самый лучший, но все же вариант. В следующем году в Молдове пройдут выборы в парламент. Возможно, после этого правительство Молдовы будут формировать уже не коммунистические, а ультраправые силы, ратующие за вхождение Молдовы в НАТО, объединение с Румынией и скорейшую интеграцию в европейское пространство. Если это произойдет, разморозка молдо-приднестровского конфликта неизбежна. В такой ситуации возможно позиция России по молдо-приднестровскому урегулированию изменится. Москве невыгодно ни членство Молдовы в НАТО, ни ее уход в Румынию. К тому же возврат к власти националистических сил Молдовы чреват не только эскалацией напряженности между двумя берегами Днестра, но и возможностью нового вооруженного конфликта. Полностью исключать такую возможность нельзя.
Главной же гарантией не повторения конфликта может стать несколько факторов: во-первых, сохранение в регионе российского присутствия, причем не на временной, а постоянной основе. Из этого следует, что России следует признать Приднестровье, иначе прорумынские силы в Молдове постепенно добьются того, чтобы российское присутствие было сведено к нулю.
В любом случае, начавшийся парад суверенитетов, говорит о том, что прецедент создан, мировые нормы изменились, и Приднестровье находится гораздо ближе к признанию своей независимости, нежели год назад. Факт обретения государственности Косово наглядно показывает, что признание того или иного территориального образования зависит от конкретной ситуации, а не от международных норм, как это было год назад. Коренного изменения международной правовой системы еще не произошло, но началась его ломка, которая, хотят того или нет ведущие мировые державы, приведет к полной переоценке современных реалий, как в свое время было при сломе колониальной системы или искоренении расовой дискриминации в США. Бесправное положение этнических меньшинств внутри государств с национал-шовинистической идеологией – это одна из болезней современного общества. 20-й век убедительно показал, что болезнь не может прогрессировать бесконечно, рано или поздно человеческий социум вынужден заняться ее исцелением. Возврат в сферу политических отношений права наций на самоопределение, без которого было бы невозможно разрушение колониальной системы, должен послужить еще одному благому делу – искоренению межнациональных конфликтов внутри тех или иных государств. 2008 год в этом отношении стал годом перелома, годом начала перемен. Парад суверенитетов только начался. Все еще впереди.