image001-8897.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

КОМСОМОЛ И СОВРЕМЕННЫЕ МОЛОДЁЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Завтра исполняется 90 ВЛКСМ – Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Союзу Молодёжи. На необходимость создания молодёжного крыла ВКП (б) будущий создатель советского государства указывал ещё в декабре 1916 года.  Тогда была опубликована ленинская статья «Интернационал молодёжи», в которой говорилось, что молодёжь «... по необходимости вынуждена приближаться к социализму иначе, не тем путем, не в той форме, не в той обстановке, как ее отцы». Впервые говорилось об организационной самостоятельности молодёжи, причём В.И. Ленин подчёркивал, что без этого «... молодёжь не сможет ни выработать из себя хороших социалистов, ни подготовиться к тому, чтобы вести социализм вперед». Ещё в период Временного правительства в Петрограде, Москве и ряде других городов России были созданы местные молодёжные организации большевистского толка. Объединение их произошло 29 октября 1918 года на I Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодёжи. Так родился Российский Коммунистический Союз Молодёжи, которому в июле 1924 года было присвоено имя Ленина,  и он из РКСМ превратился в РЛКСМ. А через два года – в марте 1926 года РЛКСМ поменял первую букву в своём названии на «В» - «Всесоюзный».

image003-3084.jpgМногим комсомол запомнился как хороший трамплин для карьерного роста в неисчисляемых рядах «номенклатуры». Если судить по руководителям этой молодёжной организации, то прослеживается определённая закономерность – комсомол шёл в ногу со временем. Всех первых руководителей, возглавлявших ВЛКСМ в течение первых двух десятков лет -  Ефима Цетлина, Оскара Рывкина, Лазаря Шацкина, Петра Смородина, Николая Чаплина, Александра Мильчакова и Александра Косырева – репрессировали в 1937-38 годах. Из заключения вышел лишь Александр Мильчаков, бывший комсомольским вожаком всесоюзного масштаба с мая 1928 года по апрель 1929 года. Разбирать в отдельности биографию каждого руководителя ВЛКСМ тех лет не будем, но попадание в число «врагов народа» было прямо пропорционально быстроте подъема по пресловутой «лестнице».  В послевоенные годы из первых и генеральных секретарей  комсомола выходили и дипломаты, и министры,  и чекисты. Например, двое председателей КГБ СССР Александр Шелепин и Владимир Семичастный в своё время были первыми секретарями ВЛКСМ. Ту же должность с мая 1977 года по декабрь 1982 года занимал Борис Пастухов ставший уже в постсоветские годы  сначала заместителем главы внешнеполитического ведомства Российской Федерации, а затем и министром по делам стран СНГ. На дипломатическом поприще Борис Пастухов отметился ещё в советские времена – сначала возглавлял советское посольство в Дании, а затем в Афганистане. Последняя должность Бориса Пастухова – вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Совершенно иной пример карьерного роста продемонстрировали комсомольские первые секретари периода перестройки и последних лет существования Советского Союза. Виктор Мишин, возглавлявший  комсомол с 1982 по 1986, стал при новой России основателем и руководителем «Крокус-банка», а последний комсомольский руководитель Владимир Зюкин возглавил компанию «Крэйтон кэпитал». Несколько особняком стоит здесь предпоследний комсомольский вожак советского периода Виктор Мироненко, ставший директором Международного института ЮНЕСКО.  Приведённые выше примеры, как ничто лучше характеризуют то, что комсомол во все времена был надёжной кузницей кадров. Причём, в равной степени, как для «эшафота» в предвоенные  времена, так и для большого бизнеса в постсоветские. 

Однако, немало среди наших сограждан и тех, кто может с полным правом заявить, что благодаря комсомолу он был не  песчинкой на барханах истории, а её творцом.  Грандиозные комсомольские стройки, комсомольское подполье в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Шесть советских орденов, среди которых три ордена Ленина, ордена Боевого и Трудового Красного Знамени, Орден Октябрьской Революции – таким количеством правительственных наград не могла похвастаться ни одна организация Советского Союза. И это были не просто «ордена к дате», а вполне заслуженные награды. Неудивительно, что в перестроечные времена эти эпизоды отечественной истории подверглись особо яростной атаке промывателей мозгов. Чёрной краски не жалели и  зёрна,  посеянные в умы скучавших на комсомольских собраниях людей сделали своё дело. Комсомольские билеты стали сжигать наряду с партбилетами. Да, комсомол был  заидеологизированной организацией, к тому же с раздутым бюрократическим аппаратом и огромной тягой к формализму. Но, уничтожив, по идеологическим соображениям ВЛКСМ, новая власть в России ничего объединяющего молодёжь не создала. Напротив разъединила её всё по тому же идеологическому принципу. Появилась масса молодёжных крыльев политических партий и молодёжных лево- и  праворадикальных организаций. Первые впитали от комсомола заорганизованность и бюрократизм. Вторые – пассионарность первых комсомольцев. С одной стороны столь же нудные, как и комсомольские собрания, съезды и конференции партийных молодёжных клонов. С другой – самиздатовские листовки и уличные побоища.

В Приднестровье, к счастью,  до идеологических потасовок не доходило. Но каждая политическая партия, по примеру ВЛКСМ, имеет свою кузницу кадров. Тем, кто хоть раз был на каком-нибудь мероприятии молодёжных отделений какой-либо партии, нужно было запастись изрядным терпением, чтобы досидеть до конца. Существует в Приднестровье и собственно комсомол, но он ничем не отличается от молодёжного крыла любой из многочисленных приднестровских политических партий ни методами работы, ни численностью. Хотя, если верить спискам всех молодёжных организаций, не так уж они и малочисленны, но реального участия в жизни страны, почему-то принять не в состоянии. Осталась самореклама, карьеризм и  формализм…