РОЗОВЫЕ ОЧКИ
На днях Президент Молдовы Владимир Воронин обвинил Румынию в том, что она препятствует «урегулированию самой важной для Молдовы проблемы – приднестровской». Поводом для подобного заявления стали слова румынского президента о том, что в Киеве якобы строят планы по присоединению Приднестровья к Украине. А коль так, то власти Украины должны вернуть Молдове Южную Бессарабию и Северную Буковину.
Понятно, что Воронин, боясь потерять поддержку Украины в молдо-приднестровском вопросе, в том числе и в блокировании внешнеэкономической деятельности ПМР, гневно отреагировал на слова румынского президента, с которым он не один год находится в состоянии холодной войны. Впрочем, если быть объективным, Воронин не прочь был бы «оттяпать» не только Приднестровье, но и Южную Бесарабию и Северную Буковину, которые действительно были частью молдавских земель в отличие от Приднестровья, никогда Молдове не принадлежавшего. Но так распорядились в свое время сталинские землемеры, располосовав союзные республики на лоскутки и сшив их белыми нитками. Понимая, что и Северная Буковина и Южная Бесарабия для Молдовы утеряны навсегда, Воронин все же надеется заполучить Приднестровье при помощи все той же Украины плюс России, США и ЕС. Поэтому прозвучавшие в момент возобновления диалога между Кишиневом и Тирасполем слова Трэяна Бэсеску, для Воронина стали чем-то вроде красной тряпки для быка.
«Как в Молдове, так и за ее пределами, - гневно возроптал Воронин, - существуют силы, которые противятся разрешению приднестровской проблемы. Однако все корыстные цели внутренних и внешних сил, стремящихся воспрепятствовать этому, с самого начала обречены на провал».
Здесь, конечно, главный молдавский коммунист переусердствовал. Большинству стран мира молдо-приднестровское урегулирование глубоко перпендикулярно. Они даже не знают, где находится эта самая Молдова, как в прочем, и Приднестровье. Что касается Румынии, то она, имея виды на Молдову, не прочь заполучить вместе со своей аграрной соседкой и промышленно-развитое Приднестровье. Не исключено, что именно поэтому румынский президент, прознав о желании определенных сил в Украине вернуть Приднестровье в состав украинского государства, поспешил обнародовать полученные сведения, дабы предупредить своего молдавского коллегу о возможной опасности.
Что касается остальных игроков на молдо-приднестровском поле, то они уж более чем активнейшим образом содействуют разрешению проблемы. Россия, устами Посла по особым поручениям МИД РФ Валерия Кеняйкина, прямо заявила несколько дней назад о том, что «в приднестровском конфликте в отличие от грузино-абхазского и грузино-осетинского, есть возможность продвинуться по пути урегулирования».
США и ЕС также всеми силами пытаются способствовать урегулированию, ибо оно, по их мнению, должно в конечном итоге привести к тому, что российские войска навсегда покинут Приднестровье, и Россия таким образом потеряет последний плацдарм на Балканском направлении.
Так что заявление Воронина – это лишь пустое сотрясение воздуха. На самом деле сегодня нет ни одной стороны, заинтересованной в дальнейшем замораживании молдо-приднестровского конфликта. Другое дело, у каждой из сторон есть свое видение разрешения проблемы. Россия полагает, что она является главным инициатором возобновления диалога между Кишиневом и Тирасполем, который, в конечном итоге, приведет к объединению РМ и ПМР. Однако главная ошибка Москвы заключается в том, что она считает, что объединенное государство станет союзником России и главным щитом на пути НАТОвской экспансии. Стратегическая ошибка Кремля заключается и в том, что в Москве верят на слово тем, кто доверия не заслуживает. Это может сыграть злую шутку с российскими политиками, поверившими в добрые намерения Кишинева. Обо всех пророссийских устремлениях и заявлениях в Молдове забудут, как только добьются желаемого. Здесь, уместно будет вспомнить старую русскую пословицу: «Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит». Что бы ни делала Россия для Молдовы, какую бы помощь, в том числе и политическую, не оказывала, результат будет один – после поглощения Приднестровья, Молдова тут же забудет свои посулы и обещания.
России не стоит обольщаться и по поводу своей роли в молдо-приднестровском урегулировании. Все, что сегодня происходит на берегах Днестра, является тщательно спланированной Западом акцией, называемой «Стратегией содействия реинтеграции Республики Молдова». Воплощение ее стало возможным после прихода к власти в Украине прозападных сил, хотя до этого «стратегию» пытались воплотить не единожды, однако позиция официального Киева в молдо-приднестровском вопросе сводила все старания Запада к нулю.
В чем же заключается западная стратегия реинтеграции Молдовы?
Как пишет молдавское информационное агентство Info-Prim Neo, «в постоянном оказании давления на Приднестровье». Кроме того, «визовые ограничения для приднестровских представителей и, в особенности, запуск Пограничной миссии EUBAM, введение нового таможенного режима в 2006 году - это результаты участия Европейского союза в процессе урегулирования приднестровского конфликта. Именно ЕС оказал давление на Украину, чтобы побудить ее внедрить новый таможенный режим, и именно действия ЕС на границе косвенно заставили приднестровские компании регистрироваться в Кишиневе. Сочетание нового таможенного режима и миссии EUBAM создали значительную социальную и политическую напряженность в Приднестровье», - считает агентство.
С этим мнением трудно не согласиться, хотя последствия этого давления могли бы быть менее ощутимы, если бы не вмешались в ход событий чисто субъективные причины - засуха 2007 года, и общемировой рост цен на продукты питания. Однако, оказываемая Россией помощь, могла бы свести усилия Запада по экономическому удушению Приднестровья на нет. Чтобы не допустить этого, как считает все то же молдавское информагентство, Кишинев по наказу западных кукловодов пошел на «возобновление молдавско-российского диалога, способствовавшего прекращению поставок российской помощи в Приднестровье».
То есть, как признают сами молдавские СМИ, внезапное изменение политики молдавских властей в отношении России было спланировано Западом. А значит, нынешние пророссийские настроения Кишинева - это лишь политический маневр, позволяющий Молдове убить сразу двух зайцев: решить проблему с запретом на ввоз в РФ своей продукции и убедить Россию, что она может получить в лице Молдовы союзника, а заодно разрешить молдо-приднестровский конфликт.
Неизвестно, какие доводы Воронина убедили Кремль в том, что молдо-приднестровский конфликт можно разрешить таким образом, чтобы и овцы были целы, и волки сыты. Но как бы то ни было, Москва сегодня четко дала понять, что ни о каком признании независимости Приднестровья, в отличие от Абхазии и Южной Осетии, не может быть и речи. То есть западный план реинтеграции Молдовы сработал. Россия попала в расставленную для нее ловушку, которая в любой момент может захлопнуться, если Москва не снимет розовые очки made in Moldova.