УГОВОРЫ НА ПЕРЕГОВОРЫ И НЕ ТОЛЬКО…
В ходе своего визита в Тирасполь Председатель комитета Государственной думы Российской Федерации по делам стран СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский встретился с Президентом Приднестровской Молдавской Республики Игорем Смирновым, Председателем Верховного Совета ПМР Евгением Шевчуком и членами Президиума приднестровского парламента, руководством ведущих политических партий Приднестровья. На каждой из встреч Алексей Островский озвучивал позицию Государственной Думы РФ по приднестровскому урегулированию, которая по его словам, «солидарна с позицией российского руководства».
Смысл высказываний Алексея Островского сводился к тому, что, безусловно, народ Приднестровья имеет право на независимость, но её никто в ближайшем будущем не признает. Вывод, который он сделал - у Приднестровья есть два пути – либо стойко добиваться независимости, терпя при этом «ухудшение социально-экономического положения, низкие зарплаты и пенсии, отток трудоспособного населения», либо же войти в «единое государство», выторговав в ходе переговоров у Кишинёва «соблюдение интересов Левого берега».
Что ж Алексей Островский не первый, кто пытается уговаривать приднестровское руководство. При всех его оговорках, что «я не начальник из Москвы и не приехал диктовать российские условия», и что « вы вольны поступать, как вам вздумается, но мой добрый совет – откажитесь от пути на независимость», по всему видать, что эмиссар из Москвы не слишком сведущ во взаимоотношениях между Тирасполем и Кишинёвом.
На поле поиска консенсуса в молдо-приднестровском урегулировании до молодого ЛДПРовца уже потрудились, и столь авторитетный дипломат, как Евгений Примаков, и путинская команда в лице Дмитрия Козака. Однако нива так и оказалась не вспахана. Дело в том, что одного не учитывают в Москве - какой бы компромисс не был найден в ходе переговоров, Республика Молдова всё равно его похоронит. История с «Планом Козака» - классический пример этому. Даже если и удастся уговорить молдавского президента подписать что-либо, то всё равно он забудет что подписывал, как это было с Московским меморандумом и конкретизирующим его пакетом документов.
В чём прав Алексей Островский, так это в том, что за стол переговоров садиться всё же стоит. Но в данном случае российские эмиссары должны приезжать не с уговорами сдаться, а с конкретными предложениями по возобновлению переговорного процесса, как представители страны-гаранта. Причём эти предложения должны содержать не только обещания, но и гарантии того, что обещанное будет выполняться. Хотя сегодня даже об обещаниях речь не шла, не то, что о гарантиях. Слова «мы очень трепетно относимся к Приднестровью, где проживает 120 тысяч российских граждан» в качестве гарантий принимать нельзя. Что ж, это был, по его собственному признанию, первый самостоятельный зарубежный визит Алексея Островского. До этого, как он сам сказал на встрече с активом ЛДПР Приднестровья, посещал Азербайджан и Армению в качестве сопровождающего лица.
Кстати, намеченная встреча Алексея Островского с представителями общественных организаций Приднестровья не состоялась из-за «сломанного» ещё в первой половине дня графика пребывания в Тирасполе. А жаль, ведь возле Дворца Республики Алексея Островского ждали люди, которые доступно, без дипломатических витиеватостей, смогли бы донести до руководителя думского комитета позицию приднестровцев по данному вопросу.