НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ
Эстафету
мероприятий и торжеств, приуроченных к 600-летию Бендер, сегодня продолжила выставка
«Древний город на Днестре», которая открылась в Республиканской картинной
галерее им. А. В. Лосева. Экспозиция живописи, графики и
декоративно-прикладного искусства одновременно является и подведением
общереспубликанского конкурса с одноименным названием.
Полотна, в
различных изобразительных жанрах запечатлевшие страницы истории легендарного
города с его неизменным символом – Бендерской крепостью и просто мгновениями
повседневной жизни, представили известные приднестровские художники: Виктор
Радованов, Валентин Тюмин, Леонтий Глущенко, Василий Рудяга, Валерий и Анаида
Куличенко…
Как отмечают сотрудники картинной галереи, «цель конкурса – повышение интереса к истории родного края, сохранение и приумножение культурного наследия». Поэтому, само по себе распределение призовых мест не играло первостепенной роли. Ведь, если в спорте главное участие, то в изобразительном искусстве важнее всего то, какое впечатление работы производят на зрителя. Понятно, что в этом процессе уже оказываются задействованы и чисто субъективные факторы, которые может и не учесть жюри.
Так,
неподдельный интерес у многих посетителей экспозиции вызвал псевдовитраж
Александра Глущенко «Бендерская крепость».
Экспрессивность творческой манеры, на первый взгляд вызывает ощущение близкое к
приторному. Розовые с фиолетовым облака отталкивают своей флюоресцентностью, а игрушечные деревья у
подножья цитадели, кажутся скопированными из первых (пластилиновых) советских
мультфильмов. Но вот тут-то, вероятно и скрыт замысел художника. Всё это
сказка. Ведь и сама крепость, чудом уцелев, давным-давно обросла древними
легендами.
Как справедливо отметил председатель Союза художников Приднестровья Владимир Шума, «Бендеры – город с богатейшей, многонациональной по своей природе культурой, здесь, едва ли не каждый камень напоминает о событиях давно ушедших времен».
Впрочем, искренняя любовь к древнему городу на Днестре, впитанная с малолетства вместе с завораживающими Бендерскими преданиями, зримо присутствует практически во всех представленных полотнах. Это и «Бендерские мотивы» Василия Рудяги и «Историческая память» Валерия Куличенко и фотоработы Петра Жекова.
Известно мнение о том, что каждый художник одновременно является и летописцем земли, на которой живет - именно его глазами «завтра будет смотреть на сегодня», а это, огромная ответственность. Быть честным и последовательным на выбранном пути задача непростая. По мнению, участвовавшего в открытии выставки приднестровского поэта Леонида Литвиненко, бесконечно удивителен в этом отношении сам творческий акт, когда великое совершается, порой в самой обыденной обстановке, нередко оставаясь незамеченным современниками.