ЛЮДИ В ЧЕРНОМ
В начале октября в Кишиневе было объявлено о создании Великой национальной Ложи Республики Молдова, руководителем или, строго говоря, Великим мастером которой был избран Виктор Мадан. В интервью агентству НИКА-пресс он опроверг появившиеся в отечественных СМИ обвинения в раскольнической деятельности его и его соратников и отметил, что возглавляемая им организация появилась в силу целого ряда объективных причин, не преследующих, однако, цели каким-то образом повлиять на деятельность и внутреннее состояние Великой Ложи Молдовы, появившейся в РМ в 1997 году.
СПРАВКА НИКА-пресс. Мадан Виктор Георгиевич, родился в 1962 году в Кишиневе, образование высшее, в 1985 году закончил факультет иностранных языков молдавского Госуниверситета (испанский язык), женат, имеет взрослую дочь, ныне занимается предпринимательской деятельностью. Виктор - сын известного молдавского писателя Георгия Мадана, избиравшегося в 1998 году в парламент РМ по спискам ПКРМ. Состоял в Великой Ложе Молдовы. К 2004 году, когда здесь наметились непримиримые отношения между сторонниками соблюдения строгих правил во внутренних действах ВЛМ и более вольного обращения с канонами масонства, вокруг Мадана сформировалась группа, отстаивающая "шотландские традиции". Она и явилась основой для создания Великой национальной Ложи РМ.
Великий Мастер выразил сомнение по поводу членства в Великой национальной Ложе Молдовы Петра Лучинского, отметив, что ни на одном заседании он не видел президента РМ. На вопрос, кого же из известных деятелей страны ему приходилось там встречать, Мадан сказал, что на подобные темы масонам говорить запрещают правила. На вопрос о численности созданной организации он ответил ее проще: "Дело не в количестве, а в качестве всех являющихся членами ВНЛ РМ".
В ближайших планах ВНЛ РМ, сказал Мадан, подготовка Трактата (Соглашения) о сотрудничестве с Великой национальной Ложей Румынии и вступление в Конфедерацию объединенных Лож Европы.
НИКА-пресс
Комментарий агентства
Строгих правил приема в Великую национальную Ложу РМ, похоже, не существует. Есть только набор условий, которые применяются для приема в любую уважающую себе организацию - от комсомола до секции подледного лова. Был бы человек хороший, не подлец, не жаден и честен, хорошо бы - не стукач и с понятной биографией. Есть, однако, и особенность. Масонов в первую очередь интересует человек, свободный в своих профессиональных действиях, способный принимать самостоятельные решения и делом подтвердивший эту способность. Отсюда и понятны претензии к масонам и подозрительное к ним отношение - а вы бы очень хотели иметь в своем кругу людей, принимающих решения и на самом верху власти. Мадан на это отвечает примерно так. Интерес к влиятельным людям смягчается оценками его предыдущей деятельностью, из которой не трудно представить его деятельность в обозримом будущем, поэтому иной раз думаешь о конкретном человеке - такой нам не подошел бы.
Вот еще деталь. Масоны, в том числе и молдавские, в своем кругу обращаются на "ты" и говорят ему "брат", несмотря на возраст, социальный статус и материальное положение. Это к вопросу о готовности влиятельного и могущественного во всех смыслах индивидуума согласиться, что ему "тыкают" по установленным правилам. Сюда же добавим - в ВЛН РМ, как, впрочем, и во всем масонском сообществе, не интересуются ни доходами своего брата, ни политическими и религиозными убеждениями, ни сексуальной ориентацией.
Для проведения своих процедур и ритуалов они одеваются в строгие одежды - черные костюм и галстук, белая сорочка. Мадан поясняет это символом единства противоположностей и демонстрацией масонами ровного отношения к таким понятиям, как жизнь и смерть. Вполне серьезно он сказал, что по такому внешнему облику и особенно по тонам галстука можно безошибочно определить принадлежность человека к масонству; это относится и к высокопоставленным государственным деятелям всех стран.
О скрытности масонов, в том числе и о замечании Мадана по поводу строгого запрета на раскрытие информацию о членстве в организации того или иного человека, можно поспорить и объяснить сомнения "специфическими условиями страны Молдовы". Известно, что в Молдове есть только два секрета: кто как делает вино, и кто с кем спит. Но и они известны самому широкому кругу; чем выше статус чиновника - тем шире круг. Неслучайно, наверное, как только в 1997 году была образована первая в РМ масонская Ложа, много было разговоров о членстве в ней известных молдавских деятелей - от политики, культуры, бизнеса. Что оказалось правдой и что нет - кто знает. Но иной раз такие люди делились "масонскими секретами", что сомнения в их информации обернулось бы выражением крайней бестактности.
Появления Великой национальной Ложи РМ или как еще за глаза называют "новыми масонами", "другими" и "параллельными" не прошло мимо наблюдателей, занятых общественно-политическими проблемами и подготовкой ведущих партий страны к Выборам-2009. Они указывают на совпадения в технологиях устройства и деятельности политических организаций: когда появляется необходимость развалить какую-нибудь партию, тогда же и возникает рядом с ней группа политиков, создающих свою "контору" с похожим названием. Задача не столько в раскрутке новой партии с похожей идеологией, сколько не дать развиться обеим. Так удачно была загублена "социалистическая идея", когда рядом с Соцпартией возникла Партия социалистов. Где теперь хоть одни из них? Такая же участь в середине 90-х была уготована СДПМ, когда создавались и коротко просуществовали "объединенные эсдеки". С тех пор молдавские социал-демократы так не разу и не были представлены в парламенте. И с тех же пор шансов у них не прибавилось.
С другой стороны, партийные страсти могут быть далеки от масонского движения в стране, и параллели тут неуместны. Масоны ведь политикой не занимаются.