image001-8923.jpg

ПО КАНАЛАМ «ОЛЬВИЯ-ПРЕСС»

ВОРОНИН-СМИРНОВ. ВСТРЕЧИ БОЛЬШЕ НЕ НУЖНЫ - ЗАБУДЬТЕ

Предлагаемая Тирасполем встреча двух президентов Воронина и Смирнова 14 октября в Бендерах не состоялась в связи отсутствием ни положительного, ни отрицательного ответа со стороны Кишинева. Об этом агентству НИКА-пресс сообщили источники во внешнеполитическом ведомстве ПМР. Как они уточнили, после череды переносов консультаций двух лидеров с 6 на 9 октября, причины которых выглядят image003-3110.jpgвполне пристойно, однако показывают излишнюю осторожность и подозрительность президента РМ,  было принято решение продолжать инициировать личные контакты двух президентов ровно столько, сколько это будет укладываться в рамки дипломатических приличий. В приднестровском МИДе отвергли мнение об очевидных намерениях сорвать очередную встречу, которая была практически подготовлена с соблюдением всех требований Тирасполя,  а также в капризном характере  ее приднестровских организаторов. В министерстве пояснили, что предлагаемая Кишиневом встреча 6 октября не могла пройти из-за занятости Смирнова на "Днях Москвы в ПМР", а предложенная взамен дата 9 октября была в Тирасполе продумана и планировалась на утренние часы, что давало возможности Воронину вернуться в Кишинев и в тот же день улететь на саммит СНГ в Бишкек.   Последнее  обстоятельство могло бы стать важным элементом в урегулировании, поскольку давало возможность Воронину во время встречи с его российским коллегой Медведевым доложить о прорыве в долгой паузе переговорного процесса, считают в МИДе. Здесь также затруднились назвать хотя бы примерную дату встречи, но не исключают ее возможность, и дали понять, что длительный период Смирнов будет работать по напряженному графику, увязанному с принятием бюджета республики на будущий год.

Воронин, напомним, также изъявлял готовность к встрече,  обвиняя при этом в срыве октябрьских консультаций приднестровского лидера.

НИКА-пресс

Фривольные публичные пояснения Воронина к несостоявшейся октябрьской встрече со Смирновым "Я хочу, но он боится" показали, что боится-то как раз Воронин, что лишний  раз видеться ему с приднестровским лидером - это еще сильнее втягиваться в игру, проигранную им 11 апреля текущего года. Тогда он взял из рук Смирнова проект Договора о дружбе и сотрудничестве ПМР и РМ и тем самым написал точный сценарий всех возможных и  невозможных консультаций между конфликтующими сторонами - сначала официальная оценка Кишиневом приднестровского документа, потом продолжение консультаций. Так, собственно, и планировал Смирнов.

Воронин, как мы знаем из публикаций в московских СМИ, планировал свое: передать Смирнову молдавский проект урегулирования как нечто базовое и прорывное, способное стать основой для другого документа - подписанного лидерами конфликтующих сторон в присутствии Медведева. О "молдавском проекте" Воронин говорит давно и часто. Впервые сакраментальную фразу "В ближайшее время мы предложим новый документ" он произнес в начале декабря 2003 года. С тем пор  пошло и поехало. И  с тех же пор месяца не проходило, чтобы он не напоминал - да вот сейчас, вот скоро, у нас этих проектов. Помнится, в свое время Воронин даже называл цифру. Выходило - больше десяти.

Когда же новая встреча в Бендерах становилась реальностью, тогда и пришло время Воронину бояться ее тяжелых последствий. Переданный Смирнову "молдавский проект" наверняка бы увидел свет. Если свой документ от 11 апреля Тирасполь опубликовал в местных СМИ, то  чем лучше или хуже кишиневские тексты, которые следует скрывать от приднестровской общественности? Такой вариант, т.е. обнародованное содержание документа, Воронина не устраивал и точно бы показал, что он ни с кем не хочет садиться за стол переговоров, да и пописывать нечто совместное в присутствии Медведева не собирается. Обмен документами, да еще и в публичном режиме, предполагал и взаимный обмен их оценками. А это тоже являлось бы преддверием возобновления переговорного процесса с естественным подключением к нему всех переговорщиков, собранных в формате "пять плюс два", что не соответствовало и не будет соответствовать планам Кишинева вплоть до парламентских выборов в РМ. Вот почему о новых и тем более мечтательно-прорывных встречах Воронина и Смирнова следует сказать - забудьте. А вместо них будет так. Тирасполь будет настойчивым "до пределов приличия" в предложениях Кишиневу провести встречу на высоком уровне, оговариваясь при этом, что она больше нужна молдавской стороне, которой лучше признать ПМР - и всем переговорам конец. Кишинев, точнее сказать, Воронин будет клясться на весь мир в готовности встретиться  "хоть с дьяволом", не то что со Смирновым, а на деле бояться любых контактов с ним.