КОРОЛИ СРЕДИ НИЩИХ
Палата представителей Конгресса США приняла 18 апреля решение помочь наибеднейшим странам мира. Правда, выборочно. Конгрессмены отобрали всего девять стран. О причинах подобной разборчивости мы поговорим ниже…
Вот уж, воистину, перефразируя известное изречение Льва Толстого, все счастливые государства счастливы одинаково, а несчастные – несчастны по-разному. Тут и «зависшие» в переходном положении от социализма к непонятно чему Вьетнам и Монголия. Это - и переживающие жесточайший кризис, вследствие непрекращающихся десятилетиями гражданских войн Ангола, Мьянма (современное название Бирмы) и Нигерия. Это - и Бангладеш – мировой рекордсмен по числу военных переворотов. Это - и Зимбабве – потенциально одна из богатейших стран «черного континента», доведенная за 28 лет правления, стараниями ее президента Роберта Мугубе, до рекордной в мире инфляции в сотню тысяч процентов!!!
Абстрагируемся от Африки с Азией и обратим свой взор к Европе. Примечательно, что в число беднейших стран планеты попали и «образцовые демократии постсоветского пространства» - Молдова и Грузия.
Что же случилось с величайшими на развалинах СССР, друзьями дяди Сэма?
Молдова давно уже превратилась в государство, живущее в долг. Причем он с каждым годом все возрастает и возрастает. Прошлый год так вообще стал рекордным за все время независимости этого государства. По данным Национального банка Республики Молдова, на 1 января сего года общий внешний долг составил 3 миллиарда 238 миллионов 900 тысяч долларов США. Причем в течение только одного 2007 года Молдова умудрилась увеличить его на 715 миллионов, то есть на 28,3 %.
МВФ в прошлом уже неоднократно прекращал кредитование страны - злостного неплательщика. Причем, фонд, прекрасно осознавая, что Молдова без этих денег жить не сможет, стал шантажировать ее. В апреле 2000 года приостановка кредитования была связана с требованием скорейшей приватизации табачных и винодельческих предприятий. Пришлось, скрепя сердце, продавать… В ответ МВФ обещал предоставить Молдове 150 миллионов долларов, однако выделил только три кредитных транша на общую сумму 36,5 миллиона. Молдавское руководство чуть было инфаркт не хватил, когда Международный Валютный Фонд в обмен на возобновление денежных потоков потребовал отказаться от контрольного пакета акций «Банка де Економий» (Сбербанка Молдовы). А это, между прочим, самый крупный банк в стране, который имеет свыше 480 филиалов и отделений более чем в 370 населенных пунктах. На середину позапрошлого года ему принадлежало 19,1% совокупных банковских активов, 12,3% совокупного капитала, 11,8% всего кредитного портфеля молдавских банков. И на это очень неприятное предложение тоже пришлось согласиться. Механизм приватизации был запущен, и снова в страну потекли деньги. Новое трехлетнее соглашение о сотрудничестве с Международным валютным фондом предусматривало, что молдавское правительство получит в рамках среднесрочной стратегии экономического роста и борьбы с бедностью льготный кредит в размере 118,2 миллионов долларов США с 10-летним сроком погашения и льготным периодом в 5 с половиной лет. С этим понятно. Страна нищает, влезает в долги, куда деваются МВФовские деньги – никто не знает…
Что же все таки предлагают американские конгрессмены, чтобы помочь очень бедной, но очень образцовой демократии? Для игроков в преферанс знакомо понятие «американская помощь». Не буду пересказывать правила достаточно мудреной карточной игры, но вкратце объясню. Это когда помощь, оказанная проигрывающему лидирующим игроком, для первого означает, что лучше бы он вообще не садился играть.
Нижняя палата Конгресса США порекомендовала американскому правительству начать переговоры с международными кредитными организациями (МВФ и Всемирный банк) о прощении внешнего долга девяти из 24 самых бедных стран мира. Как говорилось, в решении Палаты представителей: «оно нацелено на то, чтобы не вынуждать данные страны принимать потенциально дестабилизирующие экономические условия от кредитных учреждений».
Почему же конгрессмены сделали исключение только для девяти стран? Официально это объяснялось следующим образом, что государства, не попавшие в «заветную девятку» должны выполнить несколько условий – обеспечить прозрачное и эффективное составление бюджета, сотрудничество в рамках международных усилий по борьбе с наркоторговлей и терроризмом, соблюдать права человека. Как соблюдаются права человека в Грузии, попавшей в число избранных, можно было судить по телевизионным кадрам, когда полиция не слишком церемонилась с оппозиционерами. Говорят, изрядно досталось даже грузинскому омбудсмену. Вообще то Уполномоченный по правам человека, избиваемый полицейскими – нонсенс, но видать в этом и заключается нюанс «образцовой демократии». Молдова же с недавним скандалом с причастностью высокопоставленных чинов МВД к наркотрафику – просто образчик борьбы с незаконным оборотом наркотических средств! Да, Грузия и Молдова – стратегические партнеры Соединенных Штатов. Так же, как есть желание в штатовских верхах видеть в качестве таковых постсоциалистические Монголию и Вьетнам. А главное, что со всех девяти государств, (кроме четырех вышеназванных стран в «избранные» попали Кения, Кабо-Верде (Острова Зеленого мыса), Лесото (маленькое королевство, расположенное посреди ЮАР) и два островных государства в Океании - Западное Самоа и Вануату) взять по большому счету больше нечего. Зато под предлогом соблюдения прав человека, можно заставить денационализировать, скажем, нефтедобычу в Анголе и Нигерии или горнодобывающую промышленность в Зимбабве (кстати, в этой стране сейчас в полном разгаре очередная «цветная революция»). МВФ и Всемирный банк – безусловно, организации международные. Но почти с самого начала их существования они стали для США отличным механизмом давления на те или иные государства. Поэтому, с большой долей вероятности можно предположить, что правительство США сможет договориться о прощении долга «избранным» и о выжимании последнего с остальных наибеднейших стран мира.