ТРИНАДЦАТЬ МЕТРОВ АМБИЦИЙ
(политический фельетон)
Истории свойственно повторяться. Даже в мелочах. Вот и прошлогодняя анекдотическая по своей сути история с главной елкой Молдовы в этом году повторяется практически один к одному. Напомним, в начале декабря 2007 года по распоряжению мэра Кишинева Дорина Киртоакэ на главной площади Кишинева была установлена новогодняя елка. Правда, простояла она недолго, так как ночью по распоряжению президента Молдовы Владимира Воронина ее перевезли в соседний парк. Киртоакэ попытался вернуть ее на место, но встретил жесткое сопротивление республиканских структур. Не митинг протеста, на который пришло 100 активистов из молодежного крыла Либеральной партии Молдавии и различных неправительственных организаций, не громкие требования самого мэра вернуть ель обратно ни к чему не привели. В конечном итоге, Киртоакэ был вынужден дать распоряжение перевезти ее к зданию кишиневской примэрии.
В
2008 году молдавские власти решили пойти иным путем и вовсе не допустить елку кишиневского
градоначальника в столицу. 16 декабря сотрудники Дорожной полиции арестовали
12-метровую зеленую красавицу, заказанную примэрией Кишинева, на выезде из села
Кожушна, где кишиневское руководство приобрело ее у частного лица. Как сообщили
представители кишиневской примэрии, полицейские потребовали у водителя
предъявить контракт на закупку дерева и разрешение государственной
экологической инспекции. Этих документов у водителя не было, и, как считает
начальник кишиневского муниципального предприятия "Зеленое хозяйство"
Елиферий Харуца, не должно быть, так как елку покупали у частного владельца.
Тем временем, пока представители примэрии добивались освобождения новогодней красавицы из-под ареста, правительство Молдовы установило на центральной площади Кишинева свою елку, на 13 метров выше елочки градоначальника.
Чем же так не угодила елка кишиневского мэра лично Воронину и молдавскому правительству, что второй год подряд с ней ведут настоящую войну? В прошлом году мы уже писали об этом. Во-первых, связано это с противостоянием коммунистического руководства с либеральной оппозицией, представителем которой является Дорин Киртоакэ и который на выборах кишиневского градоначальника в июне прошлого года обошел представителя правящей партии коммунистов, создав в городском совете большинство из оппозиционных партий. Во-вторых, по мнению прорумынского политика Киротакэ, Молдова должна праздновать Рождество, как и в Румынии, по католическим канонам, т.е. 25 декабря. Впрочем, в отличие от прошлого года, сегодня есть еще один, гораздо более серьезный фактор, из-за которого молдавские власти решили вновь развязать «елочную войну». Это предстоящие выборы в парламент РМ.
Казалось бы, какое отношение имеет новогодняя елка к выборам и политической борьбе между правящей ПКРМ и либеральной оппозицией? Как это не парадоксально, но в Молдове имеет. Если в прошлом году республиканские власти не позволили Киртоакэ установить свою елку на центральной площади Кишинева, то в этом году они не могли допустить этого и подавно. Как это дико не звучит, но позволить либералам установить главную елку страны для коммунистов означало бы признание главенства оппозиции пусть в совершенно мизерной, не имеющей особого значения ситуации. Но даже этого правящая ПКРМ не может допустить. Она должна быть всегда и во всем первой.
Нужно отметить, что борьба между Партией коммунистов РМ и Либеральной партией идет давно. Руководство Молдовы за полтора года, прошедших с момента победы Киртоакэ на выборах кишиневского примара, постоянно ведет дискуссии о необходимости либо отстранения, либо переизбрания его с должности столичного мэра. Ему вменяется в вину то безграмотное руководство городом, то организация предвыборной агитации кандидатов от Молдовы в Парламент Румынии, то неправомерные действия по недопущению отключения горячей воды и теплоснабжения в кишиневских многоэтажках. Мало того, в борьбе с неугодным мэром применяются и более жесткие методы: шантаж, угрозы, уголовные преследования ближайшего окружения и т.д. Либеральная партия Молдовы, в которой Киртоэкэ занимает вторую ступеньку после своего дяди и по совместительству лидера партии Михая Гимпу, отвечает коммунистическим властям той же монетой, обвиняя их в разворовывании государственной казны, бездарном управлении страной, сближении с Россией и отказе от идеи объединения с Румынией. В общем, и те и другие стоят друг друга. Но все это можно было бы принять за политическую борьбу двух антагонистических партий в преддверии парламентских выборов, от которых зависит, кто будет сидеть в кресле президента страны, если бы не праздничная новогодняя елка, которая второй год подряд из любимого всеми неотъемлемого символа рождественских и новогодний праздников, вдруг становится орудием политической борьбы. В самом деле, куда там цивилизованной Европе, в которую так стремится Молдова, до столь изощренных методов разборок с оппозицией. По сравнению с молдавскими властями, европейцы – детишки, слыхом не слыхавшие, что в политической борьбе можно использовать вентиля на теплопроводах, гаражи, набитые молдавскими полицейскими по самое не хочу автоматами и гранатометами, и даже новогодние елки. Причем, в этой борьбе не на жизнь, а на смерть, играет роль не только, чья елка будет стоять на центральной площади Кишинева, но и ее размеры. В прошлом году новогодняя ель правительства была выше муниципальной на пять метров, в этом году - на целых тринадцать. Амбиции молдавских властей, как видим, за минувший год значительно подросли.