ПРИДНЕСТРОВСКАЯ ТРОЯ – ВОЗВРАЩЕНИЕ ПУТЕМ СОЗИДАНИЯ
Даже
коренным бендерчанам картина, которая с недавнего времени открывается каждому,
кто пересекает Бендерский автомобильный мост через Днестр, вероятно, покажется
удивительной. С высокого обрыва в мутные днестровские воды глядит одна из
восьми башен цитадели Бендерской крепости, крытая красной черепицей. А между
тем, немногим более 50 лет назад кровли знаменитой Бендерской твердыни
выглядели именно так. В распоряжении исследователей, например, имеется немецкий
снимок времен Второй мировой войны, на котором ещё видны частично покрытые
черепицей башни цитадели.
Впрочем, сами исследователи заслуживают отдельного разговора. Напомним только, что реконструкция с начала 2007 года проводится Министерством внутренних дел ПМР под личным руководством Вице-Президента Александра Королева. Лишь благодаря энтузиазму приднестровских силовиков, крепость в минимальные сроки была очищена от дикорастущих деревьев и кустарников (до этого с моста увидеть её было не так просто), территория стала приводиться в состояние, пригодное для посещения туристов, началось восстановление изначального вида цитадели.
Кроме
научно-исследовательских и реставрационных задач, МВД ПМР обеспечивает и охрану
объекта. Последняя из функций приобрела особенное значение после того, как
цитадель вместе с прилегающей территорией, на основании Указа Президента ПМР от
19 апреля 2007 года, была выведена из подчинения МО ПМР и закреплена за
военно-мемориальным комплексом «Бендерская крепость».
Восстановление уникального памятника средневековой архитектуры, каким, вне всякого сомнения, является Бендерская крепость (её изначальная площадь в 3 раза превышает размеры московского Кремля) вызвало широкий общественный резонанс, особенно среди населения города.
Как признаются сами сотрудники МВД, «удивительно, но, несмотря на экономические трудности, которые переживает Приднестровская Молдавская Республика, реакция на благородное, но трудоемкое и требующее определенных финансовых вливаний начинание, была самой положительной». Бендерчане помнят, что вопрос о реставрации Бендерской крепости неоднократно поднимался ещё в советские времена, но тогда у государства не нашлось возможности заняться спасением изумительного памятника, построенного в первой половине ХVI века по проекту Коджи Синана - личного архитектора султана Сулеймана Великолепного. Попавший в юности в янычарское войско, принудительно исламизированный армянин, Коджа Синан стал великолепным архитектором, чьи творения до сих пор украшают разные уголки земного шара. Больше всего его зданий, конечно же, в Стамбуле. Но и на берегах Днестра он оставил частичку своего таланта.
Почти
пятьсот лет неприступные башни турецкой твердыни (а с 1812 г. российской)
возвышались над окрестностями Бендер, придавая месту неповторимый колорит,
но за последние 60 -70 лет как-то
незаметно стали терять свою гордую осанку. Где-то пробежала трещина, там
покосилась стена, здесь обвалились камни. Дело в том, что в отличие от крепости
Аккерман (Белгород-Днестровский), которая была объявлена памятником архитектуры
еще в конце ХIХ века, Бендерская крепость до последнего дня использовалась по
своему прямому назначению - в ней располагалась воинская часть.
Таким образом, с одной стороны, военные сохранили грандиозное фортификационное сооружение позднего средневековья от разграбления, а с другой - использовали архитектурный памятник без учета его исторической ценности, приспосабливая под свои нужды. Впрочем, сами того не ведая, военные оказали особую услугу археологам - сотни тонн грунта, ввозившегося на территорию части, плотно законсервировали культурные слои и крепостные подземные коммуникации.
Оставаясь до последнего времени terra incognita, Бендерская крепость приобрела значение своего рода «Приднестровской Трои», которая ещё только готовится открыть свои многочисленные тайны дерзкому и талантливому исследователю.
К счастью, отношение у приднестровцев к «жемчужине ожерелья турецкой обороны» принципиально отличается от потребительского подхода большинства «расхитителей гробниц» (наиболее известные из них, во все времена были иностранцами). Поэтому, параллельно с исследовательской работой, сотрудники МВД ПМР занимаются реставрацией памятника, желая сохранить его и для грядущих поколений.
Собственно
говоря, речь идет об очередной в истории крепости реконструкции, теперь уже не нацеленной
на модернизацию в свете последних военных достижений, а призванной восстановить
подлинный средневековый облик сооружения.
И вот, древние стены, освободившись от векового мусора и «дикой» зелени, словно выпрямились, приобретая прежний величественно-спокойный вид.
С последними достижениями реставраторов корреспондента ИА «Ольвия-пресс» ознакомил сотрудник общественно-исторического отдела Управления по общественным связям и информации МВД ПМР Александр Гуцул.
По словам специалиста общественно-исторического отдела, с марта 2007 года начались работы по восстановлению Водяных ворот и очистке дороги, ведущей из нижней части крепости к Днестру. Поскольку дороги были покрыты брусчаткой, их пришлось очищать вручную (техника просто выворачивала камни из древнего покрытия). От завалов удалось освободить и эскарп (каменное косое укрепление, обращенное к противнику), ранее почти не различимый под слоем земли, мелких камней, трав и кустарников.
Саму башню Водяных ворот пришлось незначительно реконструировать. В итоге, оставив на своем месте дубовую балку (вероятно, ей более 300 лет), реставраторы покрыли башню черепицей и восстановили частично обвалившуюся арку. В ходе расчистки крыши этой конструкции была обнаружена известняковая плита с надписью на турецком языке, которая в настоящее время расшифровывается специалистами.
Следует сразу отметить, что специалисты МВД ПМР используют материалы, максимально приближенные или даже соответствующие своим аналогам. Так, подлинную черепицу конца ХIХ – начала ХХ веков пришлось скупать в близлежащих селах, где она также стала редкостью, а ракушечник отбирался здесь же – из прикрепостных завалов. И если сначала для восстановления стен пользовались стандартным цементным раствором, то очень быстро перешли на раствор известковый - такой же, каким пользовались турецкие мастера. Однако, даже с учетом вышеперечисленных тонкостей, реставраторы стараются воздерживаться от увлечения «новоделами». И если есть возможность сохранить конструкцию в её естественном, пусть даже ветхом, но безопасном для сохранности (а тем более для посетителей) виде, сотрудники общественно-исторического отдела непременно выбирают этот вариант.
Особую
гордость реставраторов составляет ров вокруг цитадели. Восторг, который
вызывает данное сооружение, способен понять только тот, кто хоть единожды был в
самой крепости. Дело в том, что во второй половине ХIХ века ров был засыпан,
поэтому многие поколения солдат и офицеров, служивших в крепости, о его
существовании даже не подозревали. Недавно открытый, но уже расчищенный на
доступной территории, ров впечатляет и своими размерами - в ширину он достигает
около 10 метров. Кстати, именно ко рву была «привязана» и сторожевая башня
(перед входом в цитадель). Отсюда опускался мощный подъемный мост, который в
сочетании с воротами самой цитадели превращал «Бендерский кремль» в автономную
оборонительную единицу внутри крепости, так никогда и не взятую ни при одном
штурме.
«А вот круглая стрелковая башня, её первой покрыли остроконечной черепичной крышей, - продолжает рассказ Александр Гуцул.- В ней восстановлены 2 перекрытия, разделявшие 3 яруса башни, винтовые лестницы, очищены бойницы, некоторые из них очень любопытны по своей конструкции и обеспечивают обстрел сквозь узкие щели сразу в трех направления».
Уже к осени черепицей планируется покрыть знаменитую восьмиугольную башню. По мнению некоторых специалистов, это сооружение больше характерно для армянской, чем для турецкой архитектуры и, возможно, подтверждает версию об армянском происхождении архитектора крепости. В этой башне перекрытия между ярусами и винтовые лестницы тоже почти готовы.
Активно
ведутся реставрационные работы и в пороховом погребе – единственной турецкой
постройке, сохранившейся внутри цитадели. Здесь к октябрю 2008 года, когда
будет отмечаться 600-летие Бендер, откроется музей Бендерской крепости.
Предположительно, в нем будет представлена диорама штурма 1770 г. Понятно, что
центральное место в будущем музее займет экспозиция, составленная из находок,
сделанных за время раскопок и реконструкции на территории крепости. В
экспозицию войдут вооружение, предметы обмундирования и быта турецкой и русской
армий.
Необходимость выполнить существенный объем работ к юбилею Бендер заставляет специалистов МВД ПМР отказаться от досконального исследования целого ряда крепостных объектов. Не остаётся времени и на изучение подземных коммуникаций, которые либо основательно завалены, либо находятся в аварийном состоянии, препятствуя работе исследователей. Тем не менее, очевидно, что пресловутые «подземные ходы», так или иначе, существуют. Ведут ли они за пределы крепости – другой вопрос. Но то, что любое средневековое архитектурное сооружение, призванное выполнять долговременные оборонительные задачи, должно включать несколько уровней (в том числе и подземный) не подлежит сомнению. Что касается собственно Бендерской твердыни, известно, что по всей крепости регулярно обнаруживается множество «провалов». Один из них, закрытый военными в советское время, есть и в самом пороховом погребе. Его изучение, как заверил Александр Гуцул, начнется в ближайшее время.
Специалисты
общественно-исторического отдела МВД ПМР, сожалея по поводу того, что вынуждены
отложить масштабные археологические изыскания в связи с жестким планом
реставрационных работ, в то же время отмечают, что начало реконструкции
Бендерской крепости положено. А это значит, что с каждым очищенным метром земли
замечательный памятник средневекового зодчества выходит из мрака забвения и
начинает новую жизнь в XXI веке. Простояв на страже берегов Днестра несколько
веков как военный объект, Бендерская крепость на современном этапе обретает
новую, не менее значимую роль в качестве исторического заповедника. Это живое
напоминание потомкам о грозных войнах, подвигах и потерях. Это историческое и
культурное достояние всего приднестровского народа.
(информация подготовлена по материалам МВД ПМР)