ПЕРВОЕ ВСЕАРМЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ: КОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА ДОПУСТИМА, ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА НУЖНА!
Сегодня
в Тирасполе прошло первое всеармейское совещание командиров взводов, рот и
офицеров-воспитателей.
В работе форума приняли участие: Вице-Президент ПМР Александр Королев, ИО министра обороны Владимир Атаманюк, главный военный инспектор при Президенте ПМР Штефан Кицак, заместитель председателя Верховного Совета Анатолий Каминский, уполномоченный по правам человека в ПМР Василий Калько, военный прокурор республики Игорь Райлян.
Как известно, командиры рот и их заместители по воспитательной работе, а тем более командиры взводов – это те люди, которые по роду своей деятельности непосредственно работают с солдатом. Известно и то, что в последнее время внимание общественности Приднестровья просто приковано к вопросам армейской дисциплины. Поэтому формат, в котором прошло первое всеармейское совещание, вряд ли способен у кого-либо вызвать удивление. Необходимость в такой работе назрела давно - эмоциональные выступления большинства командиров свидетельствовали об этом как нельзя лучше. И это притом, что критические высказывания (а их было немало) неизменно сопровождались самыми неожиданными предложениями. Какие из них военное руководство сочтет конструктивными и достижимыми на практике – это другой вопрос.
Открывая
совещание, Владимир Атаманюк, напомнил, что Вооруженные Силы ПМР прошли за 17
лет сложный путь становления от Республиканской гвардии (формировавшейся на
контрактной основе) до создания регулярных воинских подразделений. За это время
Вооруженные Силы республики безупречно выполняли свою главную задачу – защиту
ПМР. Однако трудности, с которыми сталкиваются военные в условиях мирного
времени, бывают не всегда легко разрешимы.
По словам Владимира Атаманюка, «в условиях распада СССР принципиально изменились, казавшиеся ранее незыблемыми, нравственные ориентиры. Перемены в области идеологии не замедлили сказаться во всех сферах общества, но по вполне понятным причинам, больнее всего они коснулись именно армии. То есть, того института, где известная формула «свобода – это осознанная необходимость» ощущается особенно остро.
Что и говорить, военное дело во все времена требовало максимального физического и психического напряжения, а значит, человек должен точно знать, во имя чего он обязан «стойко преодолевать тяготы и лишения службы». Увы, стремительный переход к рыночной экономике в последние два десятилетия в большинстве стран постсоветского пространства привел к неспособности воспитательных институтов (начиная от семьи) состыковать такие понятия, как общественный долг, порядочность, законопослушность с новыми (и вполне логичными в свете названных перемен) ориентирами. К числу последних относятся: предпринимательская активность, а иначе «хочешь жить - умей вертеться», материальное благополучие и жесткие правила борьбы за существование по принципу «человек человеку волк». Стоит ли говорить о таких характерных для стихийного капитализма атрибутах, как криминальная романтика и потребительское отношение в духе «у меня есть права, но я ничего не желаю слышать о своих обязанностях».
Всё вышеназванное, с учетом социальных, экономических и политических трудностей, и приводит к тому, что на кажущиеся старшему поколению элементарными вопросы «Что такое Родина?» и «Почему она нуждается в защите?» отдельные призывники просто не способны ответить, а если и отвечают, то не всегда то, что хотели бы слышать отцы-командиры. Таким образом, недоработки в семье и школе приводят к тому, что армия вынуждена вместо задач боевой подготовки заниматься перевоспитанием. И то, что этот процесс не столь успешен, как хотелось бы, у людей, знакомых с основами педагогики и психологии, не вызовет удивления. Личность к 18 годам считается уже сформированной. Можно лишь попытаться принудить человека соблюдать определенные правила…
Понятно, что контроль – понятие не равнозначное и не постоянное. Тут и правда, многое зависит от «человеческого фактора». Поэтому участники совещания не только делились передовым опытом, но и решительно осуждали недобросовестных, безразличных офицеров.
Немало в связи этим было сказано о самой системе подготовки командиров взводов и офицеров-воспитателей. Их в Приднестровье готовят Военный факультет ПГУ и Курсы подготовки младшего офицерского состава. Причем, в обоих случаях есть свои плюсы и минусы. По мнению многих докладчиков, бывшие студенты лучше подготовлены теоретически, а офицеры после курсов уже имеют опыт срочной службы (правда, это достоинство нередко превращается в серьезную проблему, потому что психология и поведенческие нормы у таких людей остаются солдатскими).
Владимир Атаманюк в свою очередь рассказал, что уже с 1 сентября текущего года в Приднестровье начнет действовать новое целевое учреждение – военный институт, на который и возлагает главные надежды Министерство обороны в решении существующих проблем подготовки кадровых офицеров.
Как отметил заместитель министра по воспитательной работе полковник Надворный, «мы должны готовить волевых, требовательных, но, в то же время, корректных командиров. Общество вправе требовать компетентности от тех, кому оно доверило подготовку своих защитников».
Любопытно, что именно о «корректности командиров» больше всего и говорили молодые офицеры. И если низкий уровень заработной платы и отсутствие льгот объясняются объективными экономическими трудностями, то уважительного отношения и профессиональной поддержки вправе требовать все военнослужащие.
А поддержка молодым офицерам, откровенно говоря, нужна серьезная. Те, кто, отслужив в советское время, утверждают, что справиться с «неуставняком» ничего не стоит, просто не вполне отдают себе отчет – служить сегодня приходят не пионеры. 70% всех призывников, по мнению военных психологов, в той или иной степени относятся к группе риска. Это ребята из неблагополучных семей, с крайне низким образовательным и физическим уровнем, имевшие приводы в милицию, склонные к употреблению алкоголя и т. д. Большинство из них – потенциальные нарушители армейского правопорядка.
Говорили
обо всем этом офицеры не для того, чтобы оправдаться перед теми, кто сегодня
обвиняет армию во всех грехах. Хотя высказывания некоторых журналистов, которые
не желают видеть различий между офицерами, кажутся последним, по меньшей мере,
проявлением некомпетентности, а по большей - «вражеским воздействием на
сознание и без того нравственно дезадаптированной молодежи». «Давайте не
обвинять друг друга, а решать проблему сообща»,- говорили участники совещания,
обращаясь ко всем гражданским и политическим силам. Армии нужен не антагонизм,
гибельный для обороноспособности республики, а широкая общественная поддержка.
По словам Александра Королева, «вокруг ПМР в настоящее время существует
немало сил, которые только и ждут, когда мы сдадимся, чтобы навязать нам свою волю». Тем более печально, когда у этих сил находятся помощники внутри государства и пытаются сыпать соль на, и без того больные, раны. Вице-Президент ПМР выразил уверенность, что разрушить идеологию «выстраданную Приднестровьем и омытую кровью его защитников, никому не удастся – мы просто не имеем на это права». А потому Вооруженные Силы ПМР будут продолжать служить нелегкому делу охраны государства - нравится это кому-то или нет. А вот какими будут условия этой службы, зависит не только от военнослужащих, но и от всего общества.