ЗА КЕМ ХОЧЕТ НАБЛЮДАТЬ ОБСЕ?
Как сообщают российские СМИ, 18 сентября в Совете Федерации прошло расширенное заседание Комитета по международным делам. В его работе принял участие министр иностранных дел России Сергей Лавров. Главной темой заседания стала ситуация вокруг грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов. Сергей Лавров рассказал российским сенаторам об участии международных организаций в урегулировании конфликтов. Участие это вызывает у Москвы пока только критику, и небезосновательную. Как отметил глава российского МИД, «в ООН, ОБСЕ и ЕС предпринимаются попытки подправить уже принятые решения и переписать их в пользу тбилисского режима». Самый недавний пример – ОБСЕ, действия которой Сергей Лавров назвал «издевательством над здравым смыслом».
19 августа Постоянный совет ОБСЕ решил направить в зону грузино-осетинского конфликта около 100 военных наблюдателей. Первые 20 наблюдателей поехали сразу, об отправке остальных 80-ти должно было быть принято дополнительное решение.
Все шло по плану, и в Москве даже одно время заявили, что ОБСЕ заняла конструктивную позицию. Однако конструктив окончился через месяц. В Москве полагали, что наблюдатели в соответствии с договоренностями Медведева-Саркози от 8 сентября будут размещены на территории Грузии, прилегающей к Южной Осетии. Там они должны были стать гарантами того, что Тбилиси не предпримет новых военных авантюр.
Однако в ОБСЕ страны Евросоюза и США начали настаивать на том, чтобы направить наблюдателей не в грузинские приграничные районы, а в саму Южную Осетию. Россия выступила против, отметив, что это противоречит плану Медведева-Саркози и что наблюдать нужно за агрессором, а не за жертвой. Но ее позиция не была услышана западными странами. В результате большинством голосов было принято решение прекратить консультации об отправке дополнительного контингента военных наблюдателей в Грузию. За это проголосовали представители государств ЕС, Соединенных Штатов и самой Грузии.
Сергей Лавров во время своего выступления в Совете Федерации отметил, что требование разместить международных наблюдателей в Южной Осетии как минимум непонятно. Действительно, непонятно, что они там будут делать. Южная Осетия вроде бы к войне не готовится, сдерживать ее (в отличие от Тбилиси) не надо. В устранении последствий войны наблюдатели тоже не помогут – с этим справляются российские специалисты. Такое впечатление, что ОБСЕ хотела бы превратить Южную Осетию в еще одну площадку для международной бюрократии.
Излишне говорить, что ничего хорошего из этого никогда не выходило. «Международный персонал» и «международные наблюдатели» показали свою неэффективность в Косово и других регионах мира. Помимо низкой эффективности, они демонстрировали еще и предвзятость к одной из сторон конфликта. Все это относится и к Евросоюзу, и к ОБСЕ. Многие помнят действия и заявления военных наблюдателей Миссии ОБСЕ в Молдове, когда во время различных локальных конфликтов в 2004-2006 гг. они поддерживали молдавскую сторону и не воспринимали обоснованных аргументов двух других участников миротворческой операции – России и Приднестровья.
Вряд ли позиция ОБСЕ могла быть объективной и сейчас, в ходе дискуссий об урегулировании грузино-осетинского конфликта. Лишний раз о предвзятости этой организации говорит недавнее выступление заместителя помощника госсекретаря США, сопредседателя Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху Мэтью Брайзы. Он вновь заявил о том, что Россия была агрессором, а Грузия – жертвой.
Стремление разместить международных военных наблюдателей именно в Южной Осетии может иметь две цели. Об одной из них сказал Сергей Лавров. По его словам, «ОБСЕ используется для того, чтобы «тихой сапой» запустить как можно больше международных чиновников в Южную Осетию, а потом говорить, что это территория Грузии».
Кроме того, военные наблюдатели под прикрытием своего мандата могли бы собирать оперативную информацию для генштабов и военных центров своих (и не только своих) стран. Прежде всего эта информация, наверное, касалась бы вопросов военного сотрудничества между Россией и Южной Осетией.
Все это, конечно, далеко от главной задачи – обеспечения мира в регионе. Мир сейчас по-настоящему обеспечивает только Россия.
В Москве уже заявили, что сделают самые серьезные выводы из того, что случилось в ходе дискуссий в ОБСЕ. Возможны и ответные меры. В Грузии уже находятся 28 военных наблюдателей, 8 из них имеют доступ на территорию РЮО. Российская сторона считает, что работа этих 8 наблюдателей должна быть согласована с Южной Осетией как с суверенным государством. За таким согласованием не обратятся, или обратятся, но РЮО его не даст. В результате ОБСЕ еще больше потеряет свои позиции в зоне конфликта.
Вероятно, так было бы и лучше – многое сразу стало бы на свои места. ОБСЕ – организация малополезная, причем не только в Грузии. В Молдове реальный эффект от ее присутствия ограничивается, наверное, только тем, что она предоставляет свои офисы для ведения молдо-приднестровских переговоров. Но офисы можно найти и в другом месте.
Дальнейшее неучастие ОБСЕ в урегулировании грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов, возможно, даже бы сказалось позитивно и на ее собственном имидже. По крайней мере, ее уже не стали бы обвинять в том, что она знала о военных приготовлениях Грузии (такие приготовления ведутся и сейчас), могла предупредить, но не сделала этого. Как раз такие обвинения, напомним, звучали в адрес Организации по безопасности и сотрудничестве в Европе сразу после войны в Южной Осетии.