ОТКРОВЕНИЯ ВАСИЛИЯ ШОВЫ
В Приднестровье давно привыкли к громким, но совершенно необоснованным, а иногда и просто популистским заявлениям молдавских властей по поводу молдо-приднестровского урегулирования. За примерами далеко ходить не нужно. В октябре 2007 года президент РМ Владимир Воронин разразился двумя пространными интервью по поводу «новых» инициатив, направленных на разрешение конфликта. Мы о них уже писали, повторяться не будем. Отметим только, что эти инициативы так и остались лишь газетными интервью (официальных предложений в адрес руководства ПМР не поступало). И все они были списаны под копирку с ранее предложенных другими и отвергнутых РМ, а то и вовсе уже достигнутых между ПМР и РМ договоренностей, которые Молдова, как известно, тоже прекратила выполнять в одностороннем порядке.
И
вот, едва закончились рождественские каникулы, как еще один «разрешенец»
молдо-приднестровского конфликта, министр реинтеграции РМ Василий Шова (кто не
в курсе, объясним: в Молдове есть целое министерство, занимающееся одним
единственным вопросом – насильственным присоединением Приднестровья к РМ),
разразился новым откровением по поводу скорого разрешения конфликта.
В интервью кишиневскому агентству Basa - press (видимо, кроме газетных интервью, других способов объявления «судьбоносных» решений и политических прерогатив в Молдове не знают), Василий Шова заявил о том, что 2007 год стал годом «инвестиций» в приднестровское урегулирование, результаты которых в Кишиневе надеются получить в 2008 году. «Мы предпринимаем односторонние меры для укрепления доверия и безопасности, социальной помощи населению, стимулирования экономического сотрудничества между двумя берегами Днестра, а также для развития инфраструктуры», - заявил Шова, явно рассчитывая на то, что его слова услышат посредники и наблюдатели в переговорном процессе по молдо-приднестровскому урегулированию и оценят по достоинству заботы Молдовы о судьбе приднестровцев. И ничего страшного, что это заявление от первого до последнего слова является ничем не прикрытой ложью, главное для молдавской элиты - выставить себя в глазах мирового сообщества «образцовыми» радетелями за судьбы приднестровского народа. Ведь, как известно, если без устали повторять ложь, остается надежда, что когда–нибудь в нее поверят.
То, что Шова, мягко говоря, говорит неправду, прекрасно понимают те, кто хоть мало-мальски знаком с ситуацией в регионе. Никаких конструктивных мер, направленных на укрепление доверия и безопасности между двумя берегами Днестра, Молдова и не думает предпринимать. Наоборот, Кишинев, например, из кожи вон лезет, чтобы доказать неэффективность существующего миротворческого формата. Цель ясна - избавиться от присутствия российских миротворцев. Дошло до того, что молдавский представитель в
ОКК Ион Ляху заявил о том, что из-за российских миротворцев приднестровцы имеют в зоне безопасности властное положение. А какое, простите, они должны иметь положение, если зона безопасности находится на территории ПМР?
Впрочем, не об этом речь. Может быть, под укреплением доверия и безопасности молдавский министр реинтеграции подразумевает постоянно организуемые Молдовой провокации в зоне безопасности или непрекращающиеся попытки сократить количество миротворческих постов? Или Шова считает, что экономическая блокада Приднестровья, которая длится уже почти 2 года – лучший способ укрепления доверия? Мало того, самый лучший способ «стимулирования экономического сотрудничества между двумя берегами Днестра»? И что подразумевает Шова, говоря о социальной помощи, оказываемой Молдовой Приднестровью? Заявления президента Воронина о том, что Кишинев, якобы, поделится с Приднестровьем гуманитарной помощью, поступающей в Молдову из западных стран и ряда государств СНГ, ничего кроме популизма в себе не несли и, по сути, так и остались заявлениями. Впрочем, ничего иного и не следовало ожидать. В отличие от России, у которой слова не расходятся с делом и которая не на словах, а на деле помогала и помогает Приднестровью в трудную минуту, Молдова лишь умеет разбрасываться громкими заявлениями.
Что же касается последней фразы, оброненной министром реинтеграции, о мерах, направленных на развитие инфраструктуры, то здесь вообще не понятно, о чем идет речь. Какую инфрастурктуру развивает Молдова на обоих берегах Днестра. Промышленную? Сельскохозяйственную? Наверное, все же инфраструктуру двух десятков неправительственных организаций, которые на деньги западных фондов «готовят» в Приднестровье то, для чего, собственно, всегда используют т.н. «пятую колонну». Готовят который год, да только все как-то не получается…
Впрочем, откровения Шовы на этом не закончились. Главное министр реинтеграции озвучил под занавес интервью. По его мнению, «важнейшим достижением 2007 года на политическом уровне стало определение окончательного решения приднестровского конфликта». Как заявил молдавский министр: «нам удалось достичь консенсуса всех посредников и наблюдателей в переговорном процессе относительно завершения процесса урегулирования конфликта, определения юридического статуса приднестровского региона с соблюдением суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова».
Вот так… Оказывается, Молдова, если всерьез воспринимать заявление Шовы, за спиной Приднестровья в сепаратном сговоре с Евросоюзом, США, Украиной и Россией уже определили сроки завершения процесса урегулирования конфликта, мало того, в пользу Молдовы - суверенной и территориально целостной. А, судя по тому, как Шова обмолвился, будто «2007 год стал годом «инвестиций» в приднестровское урегулирование, результаты которых в Кишиневе надеются получить в 2008 году», следует понимать, что Кишинев намерен покончить с Приднестровьем уже в этом году.
Конечно, подобные заявления должны были бы вызвать определенные опасения у приднестровцев, если бы не одно «но». Как и все предыдущие высказывания Шовы, это заявление - не более чем еще одно измышление молдавского реинтегратора. Никаких договоренностей с Россией о решении молдо-приднестровского конфликта в пользу Молдовы не было и нет. Россия неоднократно заявляла о том, что урегулирование проблемы возможно только на основе двусторонних соглашений конфликтующих сторон в рамках переговорного процесса с участием обеих сторон конфликта. Как известно, такую же позицию Россия отстаивает и в отношении сербо-косовского урегулирования, не намерена она менять свою позицию и на постсоветском пространстве, тем более, что в использовании двойных стандартов Москву упрекнуть не может никто. Так что откровения Шовы не что иное, как очередная «утка» молдавских властей.
Для чего она запущена через средства массовой информации, не трудно догадаться. 16-17 января Молдову намерен посетить новый председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Финляндии Илкка Канерва, который сменил на этом посту главу МИД Испании Мигеля Анхеля Моратиноса. Как и все бывшие председатели ОБСЕ, Канерва надеется, что уж ему то удастся разрешить молдо-приднестровскую проблему. Заявление же Шовы накануне визита можно расценивать, как попытку показать новому главе ОБСЕ, какие «титанические» усилия предпринимает Молдова для налаживания отношений с Приднестровьем, как заботится о его народе и каким видится официальному Кишиневу будущее Молдовы.
Подобные сказки рассчитаны, несомненно, на новые уши.