image001-7739.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

АРИФМЕТИКА ПО-ГАГАУЗСКИ. ИЛИ ВСЁ ЖЕ ПО-КИШИНЁВСКИ?

image003-2154.jpgНевероятно, но факт – восемнадцать плюс восемнадцать равняется тридцати пяти. Депутаты  Народного Собрания Автономно-территориального образования Гагауз-Ери окончательно запутались с арифметикой во время выборов и перевыборов своего спикера. В парламенте автономии тридцать пять мест, результаты же выборов и перевыборов дали основание и  коммунистам  и «Единой Гагаузии» вкупе с блоком комратского мэра Николая Дудогло, объявить своих выдвиженцев спикерами Народного Собрания Гагаузии. И дошло уже до того, что в Гагауз-Ери существуют, по сути, два альтернативных друг другу  Народных Собрания. Причём, две половинки гагаузского парламента не желают заседать вместе, ибо не признают, если в данном случае можно так выразиться, одного из двух «соспикеров» - Сергея Чернева и Демьяна Карасени.

Началось всё с того, что 12 июня депутаты восемнадцатью голосами, то есть большинством, избрали на должность Председателя Народного Собрания представителя Партии коммунистов Республики Молдова Демьяна Карасени. Шестнадцать гагаузских парламентариев проголосовало за Анну Харламенко. Однако несогласные с подобным исходом выборов депутаты  отметили, что три бюллетеня оказались испорченными, а, следовательно, при подобных обстоятельствах ни о каком спикерстве Демьяна Карасени речь идти не может. А раз так, то необходимы  перевыборы Председателя Народного Собрания. Решено – сделано.

Мы уже говорили о злоключениях основ арифметики в Гагаузии. Так вот, несогласных с избранием на спикерство представителя ПКРМ оказалось столько же, сколько и согласных с данной кандидатурой – ровно восемнадцать. И все восемнадцать проголосовали за кандидатуру Сергея Чернева – представителя в парламенте автономии интердвижения «Равенство» (коалиция решила, что эта кандидатура для неё предпочтительней, нежели Анны Харламенко).  

Восемнадцать плюс восемнадцать – задачка для первой четверти второго класса средней школы. И ответ однозначен – в итоге получается тридцать шесть, но никак не тридцать пять.  Казалось бы, на этом должна была бы наступить развязка парламентского кризиса в Гагаузии,  ибо против результатов повторного голосования никто из восемнадцати народных избранников не протестовал.

Мы не будем вдаваться в нюансы закулисной борьбы в гагаузском парламенте. Впрочем, как и не будем никого упрекать в подтасовке предыдущих избирательных страданий. Может быть кто-то из бывшего «прокарасенистского» большинства передумал? Право, не проводить же почерковедческую экспертизу. Тем более, что она бесполезна в персонализации проставленных в графах бюллетеней галочек и крестиков.  Может, ещё что-то произошло? Не суть важно. В конце концов, после многочисленных голосований и переголосований в Украине, депутатами-перебежчиками и мечущимися из коалиции в коалицию фракций Верховной Рады никого не удивишь.

Но вот в чём дело - меньшинство отказалось работать под руководством Сергея Чернева. Парламентский кризис на лицо. К чему это может привести? Если парламент не способен нормально работать, то следует его роспуск.  Такова законодательно закреплённая практика во всём мире. И Молдова, в состав которой входит Автономное территориальное образование Гагауз-Ери – не исключение.  Кому это выгодно? Во всяком случае, не ратующим за расширение прав автономии патриотическим силам. Они как раз имеют, как показали последние перевыборы спикера Народного Собрания, хоть и зыбкое, но большинство. В качестве возможных ответов на вопрос: «Кому выгоден роспуск гагаузского парламента?» - остается один единственный ответ: прокишинёвским силам.

Здесь следует напомнить, что Народное Собрание Гагауз-Ери уже неоднократно использовалось в качестве прекрасного инструмента в деле сворачивания полномочий автономии. Подкуп и запугивание депутатов с целью обеспечения большинства – нормальное явление в Гагаузии. Но на сей раз, в Кишинёве решили действовать несколько другими методами.  Видимо,  депутатов подкупать дорого, а запугивать – чревато скандалами в прессе. Другое дело, если нет  парламента с непрокишинёвским большинством – то и нет проблемы. Но перед тем как пройдут в Гагаузии перевыборы Народного Собрания, Кишинёв не поскупится на компанию по дискредитации и оппозиции в целом и отдельных её лидеров, в частности – Башкана Гагаузии Михаила Формузала.  Начнётся всё с обвинений в срыве работы Народного Собрания, хотя  все прекрасно понимают, что саботируют работу гагаузского парламента не они, а коммунисты. 

«Вместо того, чтобы сделать модельный пример и показать его Приднестровью, делается все наоборот. И сегодня Приднестровье имеет 100% оснований говорить – нам не нужна гагаузская модель», - заявил в интервью приднестровскому  Первому Республиканскому Каналу Башкан Гагауз-Ери Михаил Формузал. Что ж, трудно не согласиться с мнением главы исполнительной власти в автономии. Гагаузия – великолепная иллюстрация того - что в Кишинёве готовят Приднестровской Молдавской Республике.