ТРУДНАЯ МИССИЯ КАЛЬМАНА МИЖЕЯ
Вчера
в Гагаузии побывал специальный представитель Европейского Союза в Молдове
Кальман Мижей. Вместе с Мижеем прибыла группа европейских экспертов –
политологов, конфликтологов и юристов. Визит европейцев был связан с
затянувшимся политическим кризисом в Гагаузии. Кризис, в свою очередь, был
вызван борьбой вокруг поста председателя Народного собрания (НС).
Выборы в Народное собрание (парламент Гагаузской автономии) состоялись 16 марта нынешнего года. Сразу всех депутатов тогда избрать не удалось. В 17 из 35 округов 30 марта прошел второй тур. После него стало ясно, что ни одна из двух главных противоборствующих сил (движение «Единая Гагаузия» и правящая в Молдове Партия коммунистов) не сможет собственными силами сформировать большинство. «Единая Гагаузия» завоевала 15 мандатов из 35, а Партия коммунистов – 10. Надежды каждой из сторон были на независимых депутатов, а также депутатов от фракции бывшего мэра Комрата Николая Дудогло.
Нужно сказать, что коммунисты гораздо больше преуспели в том, чтобы перетянуть их на свою сторону. Но слишком мало у них было собственных мандатов. Чаша весов колебалась. В конце концов относительно устойчивое минимальное большинство (18 из 35) сформировала «Единая Гагаузия». Это большинство сохраняется и сегодня. В него вошел и один бывший депутат-коммунист, Илья Хиора.
Несмотря
на поражение на выборах в марте, коммунисты не теряли надежды получить пост
председателя Народного собрания и тем самым создать противовес башкану Михаилу
Формузалу, который в свое время победил кандидата от ПКРМ Георгия Табунщика.
ПКРМ хотела реванша. Но 12 июня, когда проходили выборы главы НС, Анна
Харламенко из группы Дудогло набрала 16 голосов, а лидер фракции коммунистов,
мэр села Конгаз Демьян Карасени – 15. При этом за Карасени было подано еще три
бюллетеня, но счетная комиссия признала их испорченными.
Коммунисты, посчитавшие, что победа незаслуженно ускользнула от них в последний момент, решили жаловаться европейским структурам. 19 июня они обратились к главе Миссии ОБСЕ в Молдове Филиппу Ремлеру, специальному представителю Евросоюза в РМ Кальману Мижею, главе делегации Европейской комиссии в РМ Чезаре де Монтису с заявлением, в котором утверждали, что якобы «в Гагаузии при потворстве башкана Михаила Формузала творится произвол, происходит попрание принципов демократии».
За тот месяц, в течение которого европейцы изучали ситуацию в Гагаузии, были еще две попытки избрания председателя НС. Сначала избрали представителя «Единой Гагаузии» Сергея Чернева, но он затем сложил с себя полномочия. 5 июля 18 депутатов большинства выбрали на пост главы НС Анну Харламенко. Однако Апелляционная палата Комрата приостановила это решение. Коммунисты и их сторонники из числа независимых бойкотировали и первую, и вторую попытку.
Таков
был тот узел, который пробовал распутать спецпредставитель Евросоюза Кальман
Мижей. 17 июля с самого утра он встретился с Михаилом Формузалом, затем с
представителями конфликтующих сторон, потом - с депутатом парламента Республики
Молдова от ПКРМ Ириной Влах и прокурором Комрата. С делегациями сторон и
Михаилом Формузалом Кальман Мижей встречался дважды. Переговоры с башканом
Гагаузии продлились в общей сложности более 3-х часов.
Михаил Формузал после всех встреч высказал мнение, что «Кальман Мижей остался доволен». Однако у самого европейского представителя совсем не чувствовалось удовлетворения, и он не скрывал этого. «Я буду доволен тогда, когда найдется согласие», - сказал он журналистам, уезжая из Комрата. Это означало только одно – согласия не нашлось.
То, что визит Кальмана Мижея не даст особых результатов, можно было предположить еще в середине дня, когда депутат молдавского парламента от ПКРМ Ирина Влах дала понять, что компромисса нет, и необходимы дополнительные переговоры. Затем и сам европейский представитель признал: «Надо продолжать до конца. Я надеюсь, что близко конец, но не могу ничего гарантировать. Надо нам работать».
Продолжать Кальман Мижей будет сегодня в течение дня. Все стороны надеются на быстрое урегулирование кризиса. Башкан Михаил Формузал прогнозирует, что компромисс может быть найден за неделю, максимум две. Есть, правда, ощущение, что он все равно будет непростым.
По последним данным, 21 июля могут состояться новые выборы председателя Народного собрания. Сегодня больше шансов на то, что пост председателя НС все-таки получит команда Формузала. Коммунисты потеряли не только одного из своих депутатов, но и одного из независимых – священника Сергия Лазарева, который поначалу примкнул к фракции ПКРМ, а затем решил сложить свой мандат. 16 голосов из 35 – это максимум, на что может рассчитывать ПКРМ в гагаузском парламенте.
Лидер фракции коммунистов в НС Демьян Карасени, похоже, понимает, что придется отступить – после встречи с Кальманом Мижеем он выглядел не слишком удовлетворенным и не пожелал отвечать на вопрос, будут ли новые выборы председателя НС.
Перед 21 июля команда Формузала планирует провести массовый митинг против вмешательства центральных властей (то есть правящей в Кишиневе ПКРМ) в деятельность Народного собрания Гагаузии. Митинг начнется в субботу в 10.00 на центральной площади Комрата. Вчера в столице автономии распространяли обращение, призывавшее людей прийти на митинг.
В числе его организаторов – движение «Единая Гагаузия», общественные организации «Гагаузлар», «Илери», «Единство во имя будущего», Совет старейшин Комрата, инициативные группы 11 населенных пунктов автономии.
Организаторы требуют от Кишинева «не навязывать Народному собранию послушного председателя, выполняющего любую установку Партии коммунистов». Но это не единственное требование. Нынешний политический кризис поднял целый комплекс проблем, связанных с ущемлением прав Гагаузской автономии. Поднял их все сразу. Авторы обращения отмечают, что центральные власти «каждый год навязывают Гагаузии ущербный бюджет, полностью контролируют финансовые счета автономии, лишают ее большей части гуманитарной помощи из зарубежных стран, подвергают уголовному преследованию гагаузских лидеров, выступивших против партии власти». К этому можно добавить сложности, которые есть у Гагаузии в сфере торгового и международного гуманитарно-образовательного сотрудничества.
Эти проблемы существуют давно, но европейцы обращали на них мало внимания. Обратят ли теперь? Очевидно, что политический кризис в автономии – это следствие дискриминации ее прав. И попытка Кальмана Мижея урегулировать лишь нынешнее противостояние между двумя группами ничего не даст. Возникнут новые кризисы. Для того, чтобы этого не случилось, европейским представителям нужно поставить вопрос шире, а не рассматривать ситуацию с выборами председателя НС отдельно от всего остального. Хорошо бы, если бы европейские юристы и конфликтологи начали с серьезного анализа того, как исполняется закон «Об особом правовом статусе Гагауз-Ери». Такого анализа со стороны ЕС пока не было – несмотря на неоднократные обращения лидеров автономии.