СЕЗОН ОХОТЫ НА ВЕДЬМ
C приближением парламентских выборов в Молдове коммунистические власти этой страны вновь прибегли к своему излюбленному оружию – политической провокации. Жертвой ее стал известный гагаузский правозащитник Иван Бургуджи, которого правоохранительные органы РМ обвинили в организации террористической группировки и подготовке терактов в Кишиневе.
Напомним, 28 ноября начальник Департамента оперативных служб МВД РМ Геннадий Косован объявил о том, что молдавскими правоохранительными органами в гараже Ивана Бургуджи в городе Комрате был обнаружен арсенал оружия и агитационные материалы с изображением председателя Народно-республиканской партии Молдовы Николая Андроника.
В заявлении говорилось, что арсенал якобы состоял из 8 ручных подствольных гранатометов, 20 килограммов тротила, более 10000 патронов различных калибров и 10 радиостанций. Мало того, Косован заявил о том, что Бургуджи возглавляет преступную группу, которая должна была начать свою деятельность в случае возможного вооруженного конфликта.
Этот фарс, инспирированный молдавскими властями, был высоко оценен его вдохновителем Владимиром Ворониным, ибо все происходящее в политической жизни Молдовы немыслимо без участия первого коммуниста страны. Молдавский президент поздравил министерство внутренних дел с удачно проведенной операцией и заклеймил «преступного авторитета» Ивана Бургуджи и его «террористическую группировку, нити от которой тянутся в Приднестровье, на Украину и в Россию».
Само собой разумеется, Воронин упрекнул силовые органы Гагаузии в бездействии и отсутствии бдительности, а также подчеркнул, «что подобные действия криминальных группировок представляют собой угрозу национальной безопасности и ухудшают криминогенную обстановку».
То, что данная провокация направлена не только против Бургуджи, но и против нынешнего руководства Гагаузии, вряд ли у кого-то может вызвать сомнение. Победа Михаила Формузала на выборах башкана автономии и рост его популярности как политика не только в Гагаузии, но и в Молдове, проигрыш коммунистов на выборах в Народное собрание автономии, политика гагаузских властей, идущая вразрез с политикой официального Кишинева (достаточно вспомнить признание Гагаузией независимости Абхазии и Южной Осетии) – все это подвигло молдавское руководство на принятие экстренных мер в отношении гагаузского народа в канун парламентских выборов в Молдове.
Разумеется, в Кишиневе понимают, что гагаузский электорат, который составляет 4-5% от общемолдавского, особой роли на выборах не сыграет. Но дело здесь вовсе не в этих 5%. Молдавским властям прежде всего необходимо устранить «рассадник своеволия» внутри государства, консолидировать молдавское общество в борьбе против общего врага, который завелся не где-нибудь за Днестром, а внутри страны, а заодно и «клюнуть» еще разок Приднестровье и Россию, откуда «тянутся нити» к гагаузской «террористической группировке».
Со времени прошлых выборов воронинские власти ничего нового не придумали. Все это уже было накануне выборов 2005 года. Тогда Воронин открыто обвинил Приднестровье в том, что оно готовит военную агрессию против РМ: «Характер военных приготовлений приднестровской стороны свидетельствует о продуманной и последовательной подготовке масштабной вооруженной дестабилизации на Днестре», - говорилось в заявлении Правительства Республики Молдова пятилетней давности.
Этим заявлением власти Молдовы отсекали любую возможность участия приднестровского электората в выборах в молдавский парламент. Ведь в те дни молдавская оппозиция неоднократно обвиняла ПКРМ в том, что государством не созданы условия для голосования граждан Молдовы, проживающих на территории Приднестровья.
Сегодняшние заявления молдавских властей практически аналогичны тем, что звучали пять лет назад, только теперь они звучат в адрес Гагаузии, якобы готовящейся если не к войне, то к террористическим актам во время выборов и вооруженной смене власти в РМ.
Сам Иван Бургуджи считает, что провокация молдавских спецслужб связана с тем, что власти Молдовы готовят почву для развязывания вооруженного конфликта на юге Молдовы. «Официальный Кишинев уже не первый раз пытается обвинить меня и своих политических оппонентов из Кишинева в попытках дестабилизации обстановки с целью перерастания в вооруженный конфликт. Считаю, что официальный Кишинев с целью ликвидации Гагаузской автономии, которая ему как кость в горле, сам готовит почву для развязывания вооруженного конфликта на юге», - заявил на днях Иван Бургуджи.
Возможность силовой смены власти в Гагауз Ери исключать, разумеется, нельзя. Хотя, как вполне резонно замечает экс-сопредседатель Объединенной контрольной комиссии от Приднестровья Александр Порожан, власти Молдовы вряд ли пойдут на какие-то радикальные меры. «Коммунисты организовали весь этот шум для того, чтобы по выборам набрать неплохой процент на территории автономии. Победы у компартии здесь не будет, но, тем не менее, 35-40% голосов населения Гагаузии достанется ПКРМ, что для этого региона очень даже неплохо», - заявил Александр Порожан, комментируя события информационному агентству «Регнум».
Впрочем, как мы уже говорили, эти проценты не столь важны для правящей коммунистической партии на предстоящих выборах. Чтобы удержаться у власти, коммунистам нужна дестабилизация обстановки у власти, нужен образ врага и мобилизация общества на борьбу с ним. Не исключено, что под этот шумок в Молдове в канун выборов будет введено чрезвычайное положение, которое позволило бы коммунистам либо отодвинуть сроки выборов на неопределенное будущее, либо отстранить от политической борьбы неудобных лидеров и оппозиционные партии. Закон Молдовы о режимах чрезвычайного, осадного и военного положения предусматривает запрет на проведение собраний, манифестаций и иных массовых мероприятий. А значит, введя в Молдове чрезвычайное положение, коммунисты практически лишат своих конкурентов возможности встречаться с избирателями, проводить любые другие массовые мероприятия, направленные на подготовку к выборам. Обвинив в 2005 году Приднестровье в намерении развязать вооруженную агрессию, молдавские власти подготовили почву для введения чрезвычайного положения в стране. В те дни об этом говорили не только молдавские и приднестровские политики, со дня на день ожидая введения ЧП и даже начала агрессии Молдовы против ПМР. В интервью газете «Московский комсомолец» 25 января 2005 года Президент ПМР Игорь Смирнов прямо заявлял: «Есть политические, экономические и дипломатические признаки надвигающейся войны. Молдова приостановила свое участие в переговорном процессе, ввела полную экономическую блокаду, запрещает дипломатам, журналистам, а главное, представителям Объединенной контрольной комиссии по урегулированию конфликта посещать ПМР. Идут постоянные провокации: то в связи с территориальными спорами, то из-за румынских школ. И каждый раз повторяется одно и то же: мы предлагаем переговоры, а руководство Молдовы в ответ кричит о непокорных приднестровских сепаратистах. Так мировое общественное мнение готовят к войне. Самое страшное, что любое локальное столкновение сейчас будет трудно приостановить. Сама же война перед парламентскими выборами в марте означает чрезвычайное положение, отмену выборов и продление полномочий господина Воронина».
Разыгрывать приднестровскую карту на нынешних выборах было бы глупо. Это в Молдове прекрасно понимают. Поэтому на этот раз образ врага Воронин и его сподвижники решили сделать из Гагаузии, выбрав в качестве мишени наиболее известного и последовательного борца за права гагаузского народа, патриота Ивана Бургуджи. Но, как всегда, молдавские правоохранительные органы, получив соответствующий приказ из высоких кишиневских кабинетов, состряпали дельце весьма топорно. Во-первых, после последнего ареста Ивана Бургуджи в 2007 году и освобождения 31 января 2008 года Бургуджи не приезжал в родные пенаты из опасения вновь быть арестованным, и как он сам заявил, «своим гаражом в Комрате не пользовался с момента последнего ареста и обыска». Во-вторых, МВД РМ не предоставило на суд общественности никаких явных доказательств причастности Бургуджи к тому оружию, которое якобы было спрятано в его гараже.
Как известно, подбрасывание наркотиков или оружия – испытанный прием в борьбе с оппонентами и неугодными лицами. В этом случае существует даже инструкция, где описывается, как нужно действовать человеку, против которого совершен данный акт. В ней, в частности, говорится: «Если вам в квартиру, офис или машину подбрасывают горсть патронов или гранату – не трогайте вещи руками, даже если вас об этом попросят. Требуйте присутствия понятых. Уже при них надо требовать:
а) снятия отпечатков пальцев с этих предметов;
б) внесения в протокол факта, что у вас на руках и одежде нет следов машинного масла;
в) обязательно требуйте снятия мазков с ладоней и одежды на анализ содержания на них частиц металла или оружейного масла.
Если вам подбросили огнестрельное оружие, требуйте экспертизы на наличие ваших отпечатков пальцев на обойме, патронах или других внутренних частях оружия.
Запомните: в этом случае только ваши отпечатки пальцев являются для суда основным доказательством вашей вины».
Понятно, никаких отпечатков пальцев на оружии, «найденном» (читай – подброшенном) в гараже Бургуджи, нет и быть не может. Весь этот фарс от начала до конца инспирирован молдавскими властями. Но что-либо доказывать им бессмысленно. Памятуя о прежних уголовных делах против Бургуджи, Валерия Пасата, Валерия Клименко и других неугодных молдавским властям людей, можно с уверенностью сказать, что никто в Кишиневе не удосужится обосновывать свои обвинения. Начав уголовное преследование в отношении Ивана Бургуджи, Молдова начала и предвыборную гонку. По традиции с охоты на несуществующих ведьм.