image001-6628.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

ВОПРОС ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОВОГО СОПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОКК ОТ ПРИДНЕСТРОВЬЯ ПЕРЕНЕСЕН НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАСЕДАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ КОМИССИИ

На заседании Объединенной Контрольной комиссии, состоявшемся 31 января, приднестровская делегация представила на утверждение кандидатуру нового сопредседателя ОКК от Приднестровья Олега Белякова, назначенного на эту должность указом Президента ПМР Игоря Смирнова 23 января 2008 года. Однако молдавская сторона потребовала, чтобы делегация Приднестровья ответила на вопрос, изменилась ли позиция Олега Белякова, высказанная им 6 июня 2006 года, когда в Тирасполе взорвалось маршрутное такси.

Напомним, будучи в те дни заместителем министра внутренних дел ПМР, Олег Беляков заявил, что следственные органы Приднестровья не исключают возможности того, что произошедший в Тирасполе взрыв маршрутного такси был терактом, организованным спецслужбами Молдовы.

Хотя впоследствии следственными органами Приднестровья были найдены и наказаны виновники трагедии, в день, когда она произошла, «молдавский след» никто не исключал. В отношениях между ПМР и РМ в тот момент существовала напряженность, вызванная выходом Молдовы из переговорного процесса и введением экономической блокады ПМР. Так что как одну из версий трагедии - возможную причастность к взрыву молдавских спецслужб - правоохранительные органы Приднестровья не могли сбрасывать со счетов.

Это и было озвучено приднестровской делегацией в ОКК в качестве ответа на вопрос, заданный сопредседателем Объединенной контрольной комиссии от Республики Молдова Иваном Солоненко. Однако молдавскую сторону этот ответ не удовлетворил. При этом она, несмотря на установленный порядок назначения новых членов ОКК, в том числе и сопредседателей, так и не дала возможности Олегу Белякову самому озвучить ответ на поставленный вопрос, чем завела в тупик работу комиссии.

По мнению российской делегации в ОКК, назначение новых сопредседателей и членов Объединенной контрольной комиссии является исключительно прерогативой сторон, а утверждение их кандидатур в ОКК носит формальный характер. Сам же отказ от утверждения чреват блокированием работы Объединенной контрольной комиссии на неопределенное время. Это мнение поддержали представители Украины и ОБСЕ. Однако молдавская делегация продолжила настаивать на официальном ответе приднестровской стороны на поставленный вопрос, в связи с чем в конечном итоге принято было решение перенести рассмотрение данного вопроса на следующее заседание Контрольной комиссии.

Комментируя после заседания позицию молдавской стороны, Олег Беляков отметил, что делегация РМ могла уведомить Тирасполь о существующих претензиях заранее и не выносить обсуждения данного вопроса на заседание ОКК, тем самым блокируя работу комиссии.

По мнению Олега Белякова, такая позиция представителей Молдовы в Объединенной контрольной комиссии негативно сказывается на осуществлении всей миротворческой операции.

В свою очередь, сопредседатель ОКК от Российской Федерации Виктор Шанин заявил, что молдавская сторона пытается создать негативный прецедент, когда утверждение той или иной кандидатуры в ОКК может быть заблокировано одной из сторон. Это может завести работу Объединнной контрольной комиссии в политический тупик, чего нельзя допускать ни при каких обстоятельствах.

Юрий Павловский