В МИНИСТЕРСТВЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПМР СЧИТАЮТ, ЧТО ТРЕБОВАНИЯ К ОХРАНЕ ТРУДА НУЖНО УЖЕСТОЧИТЬ
В соответствии с Указом Президента ПМР Игоря Смирнова 2008 год объявлен Годом культуры охраны труда. Ситуацию с охраной и безопасностью труда в республике сегодня нельзя назвать отличной, не назовешь ее, наверное, и хорошей. По словам главного специалиста Министерства промышленности ПМР Дмитрия Доброва, «хотелось бы, чтобы она была получше, внимания к этим вопросам было больше».
2008 год начался не очень удачно – на промышленных предприятиях республики зафиксированы уже два случая со смертельным исходом. Первый из них произошел на Бендерском шелковом комбинате. Там погиб охранник. Комиссия установила, что, будучи на смене, он оставил свой объект и направился в здание, которое было законсервировано, закрыто для доступа. В полной темноте он пытался проникнуть в это здание, но провалился в шурф для лифта.
Во втором случае погиб сталевар на Молдавском металлургическом заводе (ММЗ). Ему было 45 лет. Причиной смерти стал обрыв троса ковша, который разливал металл по формам.
В минувшем году было немало случаев, когда работники промышленных предприятий получали различные травмы, в том числе и тяжелые. На Тираспольском электроаппаратном заводе, например, было зафиксировано 3 несчастных случая. Один из рабочих получил рваную рану предплечья, двое других – переломы различной степени тяжести. Причиной травм стало нарушение работниками инструкций по технике безопасности труда.
На заводе «Электромаш» сборщик электрических машин и аппаратов Алексей Г., 25 лет, производил зачистку сегмента сердечника шлифовальной машины. Работу выполнял в обычных очках с диоптриями, без защитной маски. Во время зачистки шлифовальный круг машины разорвался, и осколок его попал в стекло очков, а уже осколки стекла повредили левый глаз. Врачи поставили Алексею Г. диагноз – «проникающее ранение роговицы». К счастью, обошлось без фатальных последствий – работник завода выздоровел. Причиной несчастного случая также стало нарушение инструкции по охране труда, работа без защитных средств.
На ММЗ два человека в 2007 году получили термические ожоги III степени. Как сообщил нам главный специалист Министерства промышленности ПМР Дмитрий Добров, в одном из случаев это произошло из-за технических недостатков оборудования. К такому выводу пришла комиссия, расследовавшая инцидент.
По словам Дмитрия Доброва, в целом можно выделить три основные причины несчастных случаев. Это нарушение инструкций по охране труда, личная неосторожность работников, а также плохая организация рабочих мест. При плохой организации рабочих мест уже возникают претензии к работодателям, которые часто не обеспечивают защитные мероприятия и дополнительные меры безопасности.
В связи с этим Министерство промышленности ПМР выступило в 2008 году инициатором разработки Положения о выдаче нарядов-допусков на проведение работ повышенной опасности. Как сказал нам Дмитрий Добров, ранее это был узковедомственный документ, теперь же он должен установить стандарты для предприятий всех форм собственности, работающих в производственной сфере. Проект Положения сейчас находится на согласовании в Федерации профсоюзов Приднестровья, затем поступит в Государственную службу охраны труда и промышленной безопасности (Гоструднадзор).
Требования к проведению работ повышенной опасности нужно ужесточить. Дмитрий Добров привел такой пример – сейчас существует много фирм, занимающихся заменой шиферных крыш на металлопластиковые. Эти работы часто проводятся без соблюдения мер безопасности при работах на высоте (страховочных веревок, поясов, мостиков). В результате – травмы.
Специалисты сегодня вообще обеспокоены отношением руководства многих предприятий к вопросам охраны труда. В погоне за коммерческой выгодой руководители пренебрегают безопасностью труда.
По словам Дмитрия Доброва, хотелось бы, чтобы нынешний год, объявленный Годом культуры охраны труда, не прошел бесследно. Хотелось бы, в частности, чтобы на предприятиях республики провели общий анализ безопасности труда, причин производственных травм и определили мероприятия по предупреждению этих травм.
Нужно уделить внимание такому фактору, как травмобезопасность оборудования. В немалую угрозу для здоровья, например, сегодня превращается работа с высокоскоростными режущими инструментами – типа «болгарки». Бывает (хоть редко, но бывает) так, что абразивный диск болгарки при работе разрывается. Осколки его летят со скоростью примерно 120 метров в секунду. В Бендерах был случай, когда такой осколок попал человеку в глаз и пробил насквозь черепную кость, но не задел мозг. Пострадавший потерял глаз.
Второй фактор, требующий серьезного подхода, – это своевременное обучение безопасности труда. Здесь тоже не все в порядке. Раньше рабочие, которые были заняты на работах с повышенной опасностью, проходили обучение каждый год, а ИТР – каждые три года. Сейчас, по словам Дмитрия Доброва, эти правила соблюдаются далеко не всегда.
Третья проблема – аттестация рабочих мест. Она проводится один раз в 10 лет. Проверяются загазованность, освещенность, шумовые эффекты и другие факторы. Каждое рабочее место получает свой аттестат. И если есть вредные факторы, работнику выдаются дополнительные средства защиты. Результаты аттестации важны при выходе на пенсию (когда определяется так называемая «вредная сетка»).
Аттестация одного рабочего места сегодня стоит от 200 до 800 рублей. Если на фабрике 1000 рабочих мест, то руководителю нужно выплатить специализированным организациям от 20 до 80 тысяч рублей. Но руководители (даже те, которые возглавляют вполне благополучные предприятия и не могут жаловаться на финансовые трудности) уклоняются от этого. Как уклоняются они, по словам Дмитрия Доброва, от выдачи работникам спецодежды и спецпитания.
Еще одна проблема – медицинский осмотр тех, кто занят на работах с повышенной опасностью, особенно водителей. Он тоже проводится не всегда своевременно, а порой вообще не проводится, работодатели не хотят тратиться на это.
В Министерстве промышленности ПМР надеются на то, что в Год культуры охраны труда к этим и другим проблемам будет привлечено внимание и специалистов, и СМИ. Тогда, возможно, удастся несколько изменить отношение работодателей и самих работников к вопросам, связанным с безопасностью труда.