ПРАВО ПРАВЫХ
22 февраля в Москве начал свою работу неформальный саммит глав государств СНГ. Ожидается, что главной темой встречи на высшем уровне станет тема косовского прецедента. Еще до саммита Азербайджан, Грузия и Молдова категорически заявили о своем отказе признать независимость Косово. «Молдова не признает Косово, - заявил в четверг президент Молдовы Владимир Воронин, и тут же поправился, добавив: - Я думаю, что мы никогда не признаем то, что произошло». Эта оговорка весьма существенна. Одно дело думать или не думать, другое – категорически утверждать. Сегодня, может быть, Молдова и не признает суверенитет Косово, но ничто ей не мешает признать его завтра, когда, как надеются в Кишиневе, Приднестровье будет насильно присоединено к Молдове.
Кроме того, Воронин отметил, что официальный Кишинев занимает такую позицию не только потому, что существует проблема Приднестровья, «хотя и по этой причине – тоже», а потому, что «государства всегда образовывались по территориальному признаку, а не по национально-этническому. Это первый случай, когда происходит подобное. Такие прецеденты нельзя создавать никому в мире - и европейскому, и международному сообществу. Это грозит непредсказуемыми последствиями. Об этом свидетельствует история цивилизации, а те, кто переступает через эти нормы, могут столкнуться с очень плохими последствиями».
Вот те раз, оказывается, государства возникали не на основе национальной идентичности и общих интересов той или иной общности людей, а согласно расчерченным квадратикам (и не квадратикам) на карте мира. Вот это поистине «великое» открытие президента Воронина! Не гоже не знать президенту, пусть и не очень развитой державы, что любое государство на Земле возникло путем объединения общности людей, на основе идентичности культуры, языка, устоев жизни и быта. В древности государства возникали при объединении племенных союзов или на основе крупных племен при достаточно большом имущественном расслоении общества, но, опять же, на основе культурно-языковой идентичности, то есть на основе идентичности этноса. Одновременно с образованием государства определялись его территориальные границы, а не наоборот, как заявляет президент Воронин.
Конечно, кто-то может заметить, что в Приднестровье живут представители десятков разных национальностей с преобладанием русской, украинской и молдавской, и ни о какой этнической государственности не может быть и речи. Но давайте вспомним, как создавались те же США на землях, заселенных выходцами практически со всех стран мира. С момента провозглашения независимости все они гордо именовали себя американским народом. Сегодня в ПМР также сформировалась новая общность – приднестровский народ, сплоченный общими культурными и моральными ценностями, общим укладом жизни и общими для всех политическими приоритетами. Мало того, народ Приднестровья уже имел собственную государственность в форме автономии в составе Украинской ССР, что дает ему полное право требовать права на собственное государственное образование.
В Молдове это прекрасно понимают, потому и торопятся заявить о неправомочности косовского прецедента. На следующий день после признания независимости Косово правительство Молдовы выступило с официальным заявлением, в котором поспешило сообщить о том, что провозглашение независимости Косово является серьезным фактором дестабилизации в Европе. «При всей уникальности косовской проблемы подобная форма ее «разрешения» является не только произвольным нарушением территориальной целостности Республики Сербии, но и серьезным фактором дестабилизации в Европе, опасным стимулом для активизации сепаратистских настроений во всех конфликтных зонах», - говорится в заявлении.
То есть визуально все выглядит так, будто Молдова осуждает политику США и поддерживает позицию Сербии и России. Причем, как заявил Воронин, дело тут вовсе не в опасениях потерять навсегда Приднестровье, а в нарушении правил образования государств. Нелепо слышать это из уст государственного деятеля, нарушающего в своей собственной стране все правила и нормы. Все дело именно в Приднестровье и ни в чем другом. Боязнь окончательно лишиться надежд на владение промышленно-развитым регионом бывшей МССР и толкает официальный Кишинев идти на конфронтацию с Западом. Не будь молдо-приднестровской проблемы, Молдова среди первых объявила бы о признании Косово, дабы угодить своим заокеанским хозяевам. Но страх перед тем, что в ответ на Косово признание получит и ПМР, толкает Кишинев к заискиваниям с Россией, дабы та защитила ее территориальную целостность, которой, признаемся честно, нет и никогда не будет. Даже если Россия не поддержит законные требования Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии, это не значит, что они когда-нибудь вернутся в лоно Молдовы и Грузии.
С признанием Косово уже никто не может утверждать, что непризнанные постсоветские республики не имеют права на собственную государственность. Впрочем, по всем юридическим канонам они имеют это право еще с момента исчезновения с политической карты мира Советского Союза. Просто никто не хотел этого честно признавать. Косово лишь дало дополнительные основания для признания Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья.
Правовой баланс нарушен, ООН сегодня больше не является организацией, способной призвать любую страну мира к исполнению международных обязательств и принципов. Поэтому Молдова стремится получить поддержку у стран СНГ и, прежде всего, у России на случай, если США будут недовольны позицией Кишинева по Косово.
Впрочем, вполне возможно, Молдова давно договорилась с Вашингтоном, что в случае признания Косово, реакция официального Кишинева будет именно таковой. Тем самым она предотвратит ответные шаги Москвы.
В конце концов, США не так уж и важно, признает Молдова Косово или нет, для Вашингтона гораздо важнее ослабить влияние России на балканском направлении. Подобный сепаратный сговор исключать нельзя. Тем более что Кишинев прекрасно понимает, что значит для его страны даже самое слабое охлаждение отношений с Западом.
Похоже, в России это тоже понимают. Не случайно помощник президента РФ Сергей Приходько заявил вчера о том, что «на темпах и модальности переговоров России и Молдавии по Приднестровью не отразится провозглашение независимости Косово. Путин однозначно подтвердил готовность к самому честному взаимодействию с руководством Молдавии и властями Приднестровья для нахождения решения в этом вопросе», - подчеркнул он.
То есть Россия, как и прежде, настаивает на том, что молдо-приднестровская проблема должна решаться за столом переговоров, а не путем одностороннего провозглашения независимости Приднестровья, и уж тем более не путем одностороннего включения ПМР в состав РМ, как это сделал Кишинев в 2005 году, приняв Закон об основах особого правового статуса левобережных районов Молдовы.
Вот только после признания Косово будет ли настаивать Россия на безоговорочном признании территориальной целостности Молдовы? Прецедент, созданный США и развитыми европейскими странами вернул в мировую политическую практику право наций на самоопределение. Думается, именно исходя из этого права и будут строиться в дальнейшем все переговоры по молдо-приднестровскому урегулированию.