16 ЛЕТ НАЗАД БЫЛА ВОЙНА
16
лет назад в начале марта 1992 года в Приднестровье прозвучали первые выстрелы.
Правительство Молдовы после долгого периода запугиваний и провокаций перешло к настоящей
военной агрессии, вооруженному подавлению приднестровской государственности. В
молдавском варианте это называлось «наведение конституционного порядка».
Первыми под удар попали Дубоссары. Место молдавскими агрессорами было выбрано неслучайно – находясь в самом центре Приднестровья, Дубоссарский район представляет собой узкий «перешеек». Захватив его, можно было рассечь молодую республику пополам, разделив два главных оплота ее государственности – Тирасполь и Рыбницу.
1 марта 1992 года, около 22.00 часов, дежурный по Дубоссарскому РОВД получал сообщение о том, что в районе общежитий швейной фабрики возникла массовая драка. Во главе оперативной группы на место происшествия выехал начальник Дубоссарского РОВД, майор милиции Игорь Сипченко. Не доезжая 200-250 метров до места происшествия, в районе ул.Октябрьской, по автомобилю, был открыт огонь из автоматического оружия. В результате нападения, И. Сипченко был смертельно ранен. Как впоследствии было установлено, вызов милиции на массовую драку преследовал цель заманить оперативную группу в ловушку и уничтожить её.
Потом был захвачен полк гражданской обороны в Кочиерах. Он был частью дислоцированной в Приднестровье 14-ой армии, командование которой без приказа из Москвы предпочло дистанцироваться, и не вмешиваться в развитие событий. Заблокированные на территории полка семьи российских военнослужащих только на следующий день были освобождены Республиканской гвардией. Командир батальона гвардии майор В. Воронков, прапорщик Л. Толстенко, сержант С. Титовский и гвардеец С. Шимков отдали за это свои жизни.
События этих трех дней явились спусковым крючком для начала крупномасштабных боевых действий. Пять месяцев вплоть до июля 1992 года известия из Дубоссар напоминали сводки с фронта. Город подвергался пулеметному и артиллерийскому обстрелу. Молдавское руководство постоянно наращивало силы на этом направлении, пополняя свою группировку новыми видами вооружений вплоть до БТРов и тяжелой артиллерии. Немалая часть военной техники была румынского происхождения, и управлялась румынскими наемниками.
За несколько месяцев боев здесь погибло 173 человека, еще 373 получили ранения. Однако Дубоссары не сдались, став символом несгибаемости и единства приднестровского народа. О боевом духе защитников может рассказать такая иллюстрация: в те дни на немногочисленной военной технике Республиканской гвардии можно было увидеть нанесенные краской слова «Но Дубосаран» - по мотивам известного «no pasaran» - «они не пройдут». Ценою своих жизней дубоссарцы и пришедшие к ним на помощь гвардейцы не дали пройти национализму и задушить молодую республику.
С тех пор 2 марта в Дубоссарах традиционно проходят мемориальные мероприятия. Жители города возлагают цветы к памятникам погибших. И в этот раз, несмотря на проходившие выборы президента Российской Федерации дубоссарцы не изменили своим традициям. У места гибели первого начальника Дубоссарского РОВД Игоря Сипченко собрались все, кто его знал и помнил. Сотрудники министерства внутренних дел стоя на священном для дубоссарцев месте в очередной раз подтвердили «У Игоря Сипченко достойная смена».
Как сказал Николай Пестов, начальник Дубоссарского РОВД, «Знамя Дубоссарского РОВД гордо развевается на ветру. РОВД боеспособная единица, которая не один раз доказала способность противостоять силам, которые не хотят, чтоб в ПМР было спокойно».
Заместитель министра внутренних дел ПМР Анатолий Гушан также отметил, что «дубосарская милиция стоит на одном из главных рубежей ПМР и с честью выполняют свой долг. Думаю, что они не подведут народ ПМР»
К мемориальной плите, установленной на месте гибели Игоря Сипченко, легли цветы. Второй венок в этот день по традиции был возложен к кресту, установленному напротив здания РОВД, на месте гибели донского казака Михаила Зубкова.