image001-9524.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

ГРЯЗНЫЕ ИГРЫ

Четыре года назад началась очередная конфронтация между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой. Поводом для нее послужило решение о расформировании четырех школ с румынским языком обучения, осуществлявших свою образовательную деятельность на территории Приднестровья. image003-3625.jpgЕще в конце 90-х годов прошлого века румынские школы, находящихся на территории ПМР, были переведены под юрисдикцию Молдовы. Все эти годы школы действовали без регистрации в органах власти Приднестровья, то есть фактически незаконно. Министерство просвещения ПМР неоднократно обращалось к Республике Молдова с предложением легализовать положение румынских школ в Приднестровье, разрешив им зарегистрироваться согласно приднестровскому законодательству в качестве негосударственных учебных заведений. Но Молдова каждый раз категорически отказывалась. Мало того, руководство и преподавательский состав этих школ заявили о неприемлемости переход на приднестровский стандарт образования, подтвердив, что и впредь будут применять в учебном процессе исключительно учебники Республики Молдова, то есть преподавать историю румын, румынский язык и литературу, что противоречит принципам образования в Приднестровье.

Как отмечали в те дни в министерстве просвещения ПМР, «постановка воспитательной работы среди учащихся осуществлялась на основе идеи доминирования «титульной нации над другими и неприятия приднестровской государственности, что неприемлемо для ПМР». Мало того, детям, согласно учебнику истории Румынии, вдалбливалась в сознание идея оккупация Бесарабии и Румынии Советским Союзом во время Второй мировой войны, а также «освободительная роль фашистской Румынии в борьбе с советскими оккупантами».

Понятно, что подобное не могло продолжаться бесконечно, и летом 2004 года министерством просвещения ПМР было принято решение закрыть четыре школы из шести, поскольку руководители этих учебных заведений отказались регистрироваться и получить лицензию на право ведения образовательной деятельности в Приднестровье. Этот шаг вызвал шквал негативной реакции в Кишинёве, обвинившем Тирасполь в «этнических чистках». Президент Молдовы Владимир Воронин потребовал от властей Приднестровья восстановить до 1 августа работу молдавских школ. С критикой на действия властей ПМР обрушились ОБСЕ, Совет Европы, Евросоюз, посольства США в Молдове. Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств Рольф Экеус и вовсе назвал справедливые требования Приднестровья «языковой чисткой». Хотя вряд ли можно предположить, чтобы США и европейские страны допустили существование на своих территориях школ, где детей бы обучали ненависти к государству, в котором они живут, или превосходству одной нации над другой.

В связи с беспрецедентным давлением, которое было оказано на Приднестровье, в сентябре 2004 года было принято компромиссное решение о предоставлении временной регистрации для учебных заведений с румынским языком обучения. Ситуация постепенно нормализовалась и о румынских школах Приднестровья постепенно стали забывать. Как выясняется, и в самой Молдове. Спустя четыре года после описанных выше событий директора румынских школ провели в Кишиневе пресс-конференцию, на которой сообщили о полном равнодушии молдавских властей к судьбе этих школ.

Как сообщило информационное агентство «Новый Регион» со ссылкой на Info-Prim Neo, 16 декабря директора румынских школ заявили, что нынешний министр просвещения и молодежи РМ Лариса Шавга ни разу не встречалась с ними с момента ее назначения на должность в апреле 2008 года. Мало того, директора сообщили, что молдавские власти даже в малейшей степени не выполняют своих обещаний помогать румынским школам.

Возникает закономерный вопрос, почему же в 2004 году поднялся такой шум вокруг этих школ? Ответ очевиден. Молдова использовала их в качестве инструмента политического давления на Приднестровье. Кишиневу был нужен повод для обострения ситуации в регионе. Молдавским властям было выгодно постоянное нагнетание обстановки для того, чтобы интерес Запада к региону не угасал, а вместе с ним и давление на Приднестровье параллельно с финансовыми вливаниями в саму Молдову, якобы борющуюся с «сепаратизмом» и «этническими чистками». Ситуация была использована на все сто, а то и сто пятьдесят процентов.  Как в те дни заявлял бывший глава внешнеполитического ведомства Приднестровья Валерий Лицкай, «обострение конфликта - это заказ правящей партии Молдовы, приуроченный к предстоящим выборам в республике». Как известно, помощь Запада и признание легитимными сфальсифицированных выборов, позволила коммунистам удержаться у власти еще четыре года. Добившись цели, власти Молдовы, просто выкинули из своей памяти румынские школы, как отработанный материал. Как говорится, мавр сделал свое дело.

Заявление, сделанное директорами румынских школ 16 января, наглядно продемонстрировало всю сущность руководства Республики Молдова. Сегодня уже можно однозначно утверждать, что ему глубоко безразлична судьба молдавских детей, живущих в Приднестровье, и все, что происходило четыре года назад, было всего лишь грязной политической акцией, основанной на выигрышном пиаровском ходе - защите прав детей.