ПОДКЛЮЧЕНИЕ РУМЫНИИ К ПЕРЕГОВОРНОМУ ПРОЦЕССУ –
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
Желание президента Румынии подключить свою страну к переговорному процессу по молдо-приднестровскому урегулированию, о чём Траян Бэсеску заявил в интервью румынскому телеканалу TVR, тут же вызвало отклики во всех заинтересованных странах. Обсуждалось телеинтервью главы румынского государства и в молдавских политических кругах. В частности, бывший посол Республики Молдова в Российской Федерации, а ныне вице-председатель НЛП (Национально-либеральная партия) Анатолий Цэрану, комментируя предположения Бэсеску о том, что между Молдовой и Приднестровьем не исключён вооружённый конфликт, заявил, что у Молдовы отсутствует как политическая воля, так и необходимая военно-техническая инфраструктура для инициирования подобного конфликта. Поэтому Анатолий Цэрану делает вывод, что Тирасполь сам может развязать войну против Молдовы. «Однако нельзя исключить желания тираспольских лидеров, вдохновленных примером Южной Осетии и Абхазии по достижению государственной независимости, попробовать применить военный сценарий для достижения той же цели. Боюсь, что в этом случае Россия может стать заложником очередного, на этот раз приднестровского, сепаратистского режима. На мой взгляд, именно об этой опасности предупреждает румынский президент своим заявлением», - сказал Цэрану в интервью «Регнуму».
Заметим, что Траян Бэсеску и словом не обмолвился о Приднестровье, как о потенциальном «разжигателе войны». Упрекнуть румынского президента в приверженности эзопову языку – плохо знать этого политика. Он давно уже стал «любимцем» масс-медиа, которые с жадностью ловят каждое его откровение. Бэсеску отнюдь не принадлежит к разряду тех глав государств, которые действуют по принципу «кабы чего не вышло». Поэтому «страшилки приднестровской военной угрозой» исключительно стоит рассматривать, как исходящие исключительно от прорумынских сил Молдовы, к которым относится и НЛП.
«Это бред. Эти слова мог сказать человек, который вообще далёк от того, что происходит здесь. У нас с Молдовой военный паритет. Но Молдова в любой момент может получить военную помощь из-за рубежа. Мы же такой возможности лишены», - прокомментировал слова Анатолия Цэрану депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, член Объединённой контрольной комиссии Олег Гудымо.
От себя добавим, что в случае возникновения вооруженного конфликта между Приднестровьем и Молдовой, в отличие от Южной Осетии и Абхазии, Россия ничем не сможет помочь ПМР. Границы общей нет, а своё воздушное пространство для российских военно-транспортных самолётов Украина перекроет. Понимает ли это Анатолий Цэрану? Безусловно, иначе не был бы в своё время послом, причём ни в каком-нибудь спокойном «политическом захолустье», а в России – одном из центров мировой политики. Куда ж тогда клонит лидер национал-либералов?
«Когда президент Румынии Траян Бэсеску характеризует международные механизмы, запущенные в начале 1990-х годов для урегулирования ситуации в зоне замороженных конфликтов в СНГ, как пригодные лишь для их поддержания в законсервированном состоянии, то для любого непредвзятого наблюдателя он фиксирует очевидную истину. За все прошедшие годы ни один из этих конфликтов не нашел разрешения за столом переговоров, за спиной российской миротворческой операции сепаратистские анклавы лишь укрепились в стремлении отделиться от базового государства, сам миротворческий механизм оказался непригодным для предотвращения рецидивов военных столкновений», - заявил Цэрану.
Разговоры о не действенности миротворческих механизмов в Приднестровье молдавский политический истеблишмент ведёт уже давно. И в этом Цэрану не оригинален. Но в данном случае молдавским политиком речь уже ведётся не просто о замене совместных миротворческих сил международным контингентом, а о подключении Румынии отдельно от Евросоюза к переговорному процессу, а в перспективе - и к миротворческой операции. Ни для кого не секрет, что в молдавских политических кругах существует и явное, наподобие Юрия Рошки и Анатолия Цэрану, и тайное - в виде некоторых парламентариев и госчиновников, румынское лобби. Впрочем, как нет ничего необычного и в том, что Румыния проявляет интерес к молдо-приднестровскому урегулированию. Удивляло, если бы было наоборот. Не исключено, что и на Западе кое-кто не прочь включить ещё одного игрока. Заметим, игрока очень мотивированного. Кстати, опыт, правда, печальный с румынским участием в разрешении молдо-приднестровского конфликта уже был. Стоит напомнить, что до трагической даты 19 июня 1992 года в Приднестровье работала смешанная четырехсторонняя комиссия, состоявшая из представителей России, Украины, Молдовы и Румынии. Примечательно то, что именно румынская сторона тогда инициировала придание Бендерам демилитаризованного города. А ещё интересней тот факт, что румынские наблюдатели вместе с молдавскими втайне покинули город за несколько дней до начала Бендерской трагедии.