КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ПМР ВНЕС ЯСНОСТЬ В ОДНО ИЗ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА «О СТАТУСЕ СУДЕЙ»
Сегодня Конституционный суд ПМР рассмотрел дело, поводом к которому явился запрос Пленума Верховного суда республики. Верховный суд посчитал, что одно из положений закона «О статусе судей» создает неопределенность. Неопределенность касается процедуры освобождения судей от должности.
Речь идет о части первой пункта 2 статьи 17 упомянутого закона. Она гласит, что судьи, за исключением судей Конституционного суда ПМР, мировых судей и председателей Верховного и Арбитражного судов, освобождаются от должности Президентом ПМР по представлению председателей соответствующих судов на основании решения квалификационной коллегии судей при наличии оснований, предусмотренных законом.
Неопределенность в толковании этого положения вызывает формулировка «освобождаются от должности по представлению председателей соответствующих судов». По мнению заявителя, слово «соответствующих» не дает четкого определения того, председатели каких именно судов могут направлять представление о прекращении полномочий судьи.
Отметим, что в соответствии со статьей 83 Конституции ПМР судьи, за исключением судей Конституционного суда и мировых судей, назначаются Президентом ПМР по представлению Председателей Верховного и Арбитражного суда. Положение данной статьи совпадает с нормой закона о статусе судей.
Судьи относятся к категории государственных служащих. Их правовое положение регламентируется одновременно конституционным, административным и трудовым законодательством. Судья, как любой госслужащий, является работником и стороной трудовых правоотношений.
Конституционный суд отметил, что по канонам трудового права процедуры возникновения и прекращения трудовых правоотношений должны быть одинаковы. Значит, идентичным должен быть и порядок назначения и освобождения от должности судей как субъектов этих правоотношений. Судьи назначаются на должность Президентом по представлению Председателей Верховного и Арбитражного судов. И освобождаться они должны так же.
В соответствии с изложенными доводами Конституционный суд ПМР постановил: словосочетание «председателей соответствующих судов» указывает на глав Верховного и Арбитражного судов. Именно они могут вносить представление о прекращении полномочий судьи.