image001-6857.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

ПРИДНЕСТРОВЬЕ, АБХАЗИЯ И ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ ИМЕЮТ БОЛЬШЕ ПРАВ НА НЕЗАВИСИМОСТЬ, ЧЕМ КОСОВО

image003-1442.jpgСобытия, связанные с объявлением независимости Косово, продолжают стремительно развиваться. Уже 20 стран официально заявили о признании нового государства, появившегося на политической карте Европы. Среди них Британия, Германия, Франция, Турция и, разумеется, США. Джордж Буш в послании, направленном президенту Косово Фатмиру Сейдиу, от лица американского народа признал Косово в качестве независимого и суверенного государства и поздравил население Косово с «важным шагом в демократическом и национальном развитии», заверив при этом, что США и далее будут партнером и другом Косово.

Разумеется, сербы весьма отрицательно восприняли признание независимости Косово рядом мировых держав. В ответ на их действия, Белград развернул масштабную дипломатическую кампанию по предотвращению дальнейшего признания независимости Косово другими государствами. Первыми шагами в этом направлении стал отзыв на консультации сербских послов из  США, Франции и Турции, а также направил в эти страны ноты протеста, указав на нелегитимность и опасные международно-правовые последствия действий Вашингтона, Анкары и Парижа. Впрочем, по словам Президента Сербии Бориса Тадича, даже «если Сербия решит отозвать послов, это неозначает полного разрыва отношений сэтими государствами». Сербия также глубоко разочарована прошедшим минувшей ночью заседанием Совета Безопасности ООН, на котором так и не была поддержана позиция Белграда аннулировать самопровозглашенную независимость Косово и распустить парламент края.

Россия, Китай, Вьетнам, Южная Африка, Ливия, Коста-Рика и Индонезия поддержали требования сербских властей, однако три постоянных члена Совета безопасности - США, Великобритания и Франция – при поддержке европейских членов Совета приветствовали суверенитет Косово.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун не поддержал позицию России и Сербии, заявив, что «независимость государств признается государствами, а не секретариатом ООН... Я не для того здесь, чтобы говорить, законно или незаконно". В ответ на это Россия заявила о том, будет признавать Сербию в ее прежних границах.

Таким образом можно сказать, что Косово отныне является суверенным, независимым государством. Попытки изменить ситуацию ни к чему не привели и вряд ли приведут. Тщательно спланированный Соединенными Штатами и Евросоюзом сценарий расчленения Сербии был воплощен в жизнь. Одновременно был создан прецедент, когда объектом суверенитета стало автономное образование, что, по сути, дало дополнительную возможность для признания многих территориальных образований, борющихся за свою независимость, в том числе, и расположенных на территории бывшего СССР.

image005-536.jpgРеспублики Южная Осетия и Абхазия уже заявили о намерении в ближайшем будущем обратиться с просьбой к России и странам СНГ о признании их независимости от Грузии. МИД ПМР также распространил официальное заявление, в котором говорится, что «провозглашение и последующее признание Косово имеют принципиальное значение, поскольку создают новую модель урегулирования конфликтов, основанную на приоритете права народа на самоопределение. В Приднестровье убеждены, что данная модель должна применяться в отношении всех конфликтов, имеющих схожие политические, правовые и экономические основы. В этих условиях Министерство иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики считает скорейшее международное признание независимости Приднестровья завершающим этапом мирного и справедливого урегулирования молдо-приднестровского конфликта, вкладом международного сообщества в укрепление региональной стабильности и безопасности».

В отличие от Приштины, в одностороннем порядке объявившей о независимости от Сербии, у Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии гораздо больше оснований на независимость. Прежде всего, потому, что в отличие от Грузии и Молдовы, они не выходили из состава СССР до тех пор, пока не произошел его распад. Отсюда юридически следует, что именно Молдова отделилась от ПМР, а Грузия от Абхазии и Южной Осетии, а не наоборот. Следовательно, каждая из всех трех пока еще непризнанных республик имели полное право де-юре оформить свой независимый статус после распада Советского Союза, так как являлись субъектами СССР, но никак не субъектами Грузии и Молдовы. Косово же, в отличие от непризнанных постсоветских республик, после распада Югославии, вошло в состав Сербии и, объявив о независимости, создало прецедент выхода автономного образования из состава суверенного государства. Приднестровье никогда не входило в состав суверенного государства Республика Молдова, а являлось субъектом СССР в составе МССР. И это  дает приднестровцам право на законных основаниях требовать признания независимости республики в связи с прекращением политико-административной деятельности субъекта Международного права, коим являлся Советский Союз. Если бы этот факт был учтен сразу после распада СССР, сегодняшних коллизий, связанных с признанием суверенного статуса Приднестровской Молдавской Республики, не существовало. К сожалению, этого не произошло. Однако у России, являющейся правопреемницей СССР, сегодня есть все основания для того, чтобы исправить эту ошибку, даже не обращаясь к косовскому прецеденту.

Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия не раз заявляли о том, что у них есть гораздо больше прав на признание, нежели у Косово. Однако и факт косовского прецедента также может быть использован этими республиками для того, чтобы в очередной раз обратить внимание мирового сообщества на их законные требования.

Президент Абхазии Сергей Багапш сразу после объявления косоварами независимости заявил, что теперь у России есть все основания для пересмотра отношений с Абхазией и Республикой Южная Осетия. «Мы пока не знаем, как это будут делать, но то, что это делать будут, я почти уверен», — сказал он на пресс-конференции в Москве.

Сухуми намерено официально обратиться к России с просьбой признать независимость Абхазии. Глава РЮО Эдуард Кокойты выступил с заявлением, в котором отметил, что Южная Осетия продолжит путь к вхождению в состав РФ. Приднестровье также выступило с заявлением о необходимости признания суверенитета республики. Осталось дождаться реакции Москвы. А то, что она будет после косовских событий, сомневаться вряд ли приходится.

Александр Галин