МОЛДАВСКАЯ УТОПИЯ
Сегодня официальный Кишинев всерьез озабочен тем, что, несмотря на соседство с Евросоюзом и громкие заявления о том, что молдавский народ видит свое будущее только в единой европейской семье, Брюссель не очень спешит распахивать Молдове двери в европейский рай. Во-первых, ЕС не заинтересован содержать самую нищую страну на континенте, во-вторых, не все так гладко с демократией в Молдове, как пытается представить правящая коммунистическая элита, в-третьих, Евросоюзу совсем не нужна страна с неурегулированным территориальным конфликтом.
Понимая это, власти Молдовы на днях приняли Закон «Об утверждении Национальной стратегии развития на 2008-211 годы», где главным приоритетом развития страны обозначено приближение по всем направлениям к европейским стандартам и выполнение задач европейской интеграции. Среди прочего РМ, в частности, должна сосредоточить свои усилия на укреплении демократии, повышении конкурентоспособности национальной экономики, продвижении социальной интеграции и, конечно, урегулировании приднестровского конфликта.
Если проанализировать положения, закрепленные в Законе «Об утверждении Национальной стратегии развития на 2008-211 годы» (именно так он называется), то официальный Кишинев для урегулирования приднестровского вопроса намерен действовать сразу в двух направлениях – политическом и социально-экономическом.
Первое направление предполагает разработку особого правового статуса Приднестровья на основе соблюдения независимости, суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова и при активном содействии международных партнеров. В связи с этим выдвигаются и две основные задачи: демократизация Приднестровья и развитие гражданского общества на основе европейских ценностей и международных норм и стандартов, а также демилитаризация ПМР. Для выполнения первой задачи молдавские власти намерены устранить препятствия для свободной деятельности политических партий Молдовы в Приднестровье, национальных и местных СМИ, а также неправительственных организаций.
В данном случае невольно задаешься вопросом, как Владимир Воронин заставит Приднестровье, вопреки собственным законам, исполнять на своей территории новоявленный молдавский закон? Уроки наведения конституционного порядка
по-снегуровски уже проходили и жители Молдовы, и приднестровцы. О финале достижения молдавской цели любым путем, надеемся, не стоит напоминать. Похоже, у нынешнего молдавского президента создалось впечатление, что при помощи пропагандистских приемов своих НПО он поменял сознание населения ПМР, что вырастил в Приднестровье поколение, способное ответить на его «инициативы» иначе, чем это было 17 лет назад?
Боюсь, его ждет разочарование – в добрые отношения Воронина к России Приднестровье не верит, в уважительное отношение к себе – не поверит никогда. «Опыт – друг ошибок трудных» не позволит. Так что первые два требования иначе как абсурдными, не назовешь.
Что касается СМИ, то и здесь шансов у Владимира Николаевича – никаких. В Приднестровье молдавские издания доставляются почтой регулярно. Зато попробуйте в Молдове отыскать хоть одну приднестровскую газету, а тем более, журнал.
Вторая задача молдавских властей – демилитаризация Приднестровья. Для этого Молдова намерена преобразовать нынешний механизм по сохранению мира в многонациональную миссию с международным мандатом; завершить процесс вывода войск и вооружений Российской Федерации в соответствии с решением стамбульского саммита; расформировать приднестровские военизированные формирования и создать на территории РМ единые вооруженные силы и погранвойска; принять меры по укреплению доверия в целях сохранения стабильности, безопасности и обеспечения свободного передвижения граждан в зоне безопасности и в регионе в целом.
Думается, эта вторая задача, обозначенная в молдавском законе «Об утверждении Национальной стратегии развития на 2008-211 годы» призвана помочь реализации первой.
Уже много лет ликвидация присутствия РФ на берегах Днестра – заветная мечта недругов России. Странно, что даже «записывающийся» сегодня в соратники к великой России Воронин, не устает настаивать на «выдворении» из Приднестровья немногочисленной группы российских войск. Заметим, что ничего необычного и ничего нового в новой молдавской стратегии не появилось. Все то же желание избавиться от надежно сохраняющих мир на берегах Днестра российских миротворцев, заменив их невесть кем. Мало того, по-прежнему вывод российских миротворцев обосновывается решением стамбульского саммита. И это несмотря на то, что Россия ввела мораторий на все стамбульские договоренности, а вывод войск из Молдовы было четко увязано с окончательным разрешением молдо-приднестровского конфликта.
Стоит также обратить внимание на то, что в новом молдавском законе о стратегии развития страны четко говорится, что демилитаризации подлежит только Приднестровье. Ни о каком расформировании вооруженных сил Молдовы речи не идет, а ведь не так давно в газетных интервью, громко названных инициативами по молдо-приднестровскому урегулированию, Воронин вещал об обоюдной демилитаризации. Трудно представить, как эти и им подобные меры будут способствовать укреплению доверия между Приднестровьем и Молдовой.
Второе направление, обозначенное в молдавском законе, - социально-экономическое. Здесь впору вспомнить притчу о «совестливом воре», который, залезая в чужой карман, всегда оставлял жертве 1 рубль, чтобы несчастный мог добраться до дома. А если отследить ситуацию по букве молдавского закона, то хочет Воронин создать опять-таки единое с Приднестровьем экономическое, правовое и социальное пространство. Для этого Молдова намерена применять старые меры - внедрить двусторонние молдавско-украинские соглашения в области внешней торговли и обеспечения безопасности государственной границы; сотрудничать с институтами ЕС, в частности, посредством миссии по оказанию помощи на молдавско-украинской границе; разработать механизм социальной помощи жителям Приднестровья.
Это значит, что Молдова собирается продолжать блокаду Приднестровья при непосредственном участии Украины и содействии мониторинговой миссии Евросоюза. При этом, одной рукой забирая, другой она намерена якобы оказывать социальную помощь жителям Приднестровья. Тоже, в общем – то, нехитрая арифметика. Чья экономика кого будет кормить – понятно и без комментариев. Вот только с социальной помощью пока сложно разобраться. Звучит уж больно хитро: «Разработка гибкого и эффективного механизма оказания в соответствии с действующим законодательством социальной помощи жителям приднестровского региона Республики Молдова». Вот так прочитаешь и подумаешь: «А зачем приднестровцам Ваша «гуманитарка»? Пусть лучше Вам остается. Нам бы со своим добром разобраться…»