«КОЛОКОЛА УПАЛИ, НО НЕ РАСКОЛОЛИСЬ!»
«Ныне к нашей общей радости, восстанавливаются порушенные в прошлом храмы, строятся новые, возрождается социальное, миссионерское и просветительское служение Церкви»
Из Обращения Патриарха Алексия II к тираспольчанам по случаю 200-летия Покровского храма (1998 год)
В последние два десятилетия в
традиционно православных регионах постсоветского пространства русская
православная церковь зримо восстанавливает утраченные
за годы государственного атеизма позиции. Воздвигаются разрушенные храмы,
строятся новые, церковь снова принимает
участие
в различных сферах общественной жизни. Приднестровье в этом смысле, к счастью,
не является исключением. Здесь, также как и в России обращаются к
духовно-нравственному потенциалу православия, желая свести к минимуму
образовавшийся кризис в системе подростковых (да и не только!) ценностей,
привить подрастающему поколению бережное отношение к родной культуре, любовь к
Отечеству и его историческим основам.
Поскольку же именно восточная ветвь христианства - религия абсолютного большинства населения края, нет ничего удивительного в том, что и власти Приднестровской Молдавской Республики стараются последовательно поддерживать начинания православного духовенства. Так, например, с 2008 года в тринадцати общеобразовательных школах ПМР началось факультативное изучение Основ православной культуры (пока в экспериментальном порядке), по всей республике усилиями верующих возводятся новые храмы, на государственном уровне отмечаются великие христианские праздники, к дню Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) приурочено празднование дня Тирасполя.
Несмотря на то, что представители РПЦ не склоны разделять энтузиазм некоторых журналистов по поводу «моды на православие», парируя в духе диакона Кураева - «есть мода говорить о том, что православие модно», так или иначе, всего двадцать лет назад православные об упомянутых переменах могли только мечтать. К концу 70-х годов прошлого века в Тирасполе не осталось ни одной действующей церкви. Поэтому когда в преддверии идеологической оттепели в 1977 году здесь образовалась инициативная религиозная группа, которую, естественно нужно было зарегистрировать, в горисполкоме ответили, что, поскольку данное общество не имеет молитвенного здания, то и приписать его некуда...
В декабре 1988 г. начался новый виток возрождения православия в
крае. После того, как инициативной группе все же удалось зарегистрировать
православную общину, митрополит Кишиневский
и Молдавский Серапион направил в Тирасполь для служения митрофорного протоиерея
Михаила Шевчука.
Отцу
Михаилу в то время исполнилось 55 лет. Родился он 1 ноября 1933 года в селе
Даничеве Ровенской области (Западная Украина) в семье крестьян. Родители были
глубоко верующими людьми, а отец, несмотря на антиклерикальные репрессии
Сталинского руководства, многие годы оставался старостой местной церкви. В 1961
Михаил Васильевич окончил Волынскую семинарию, а в 1965 Московскую духовную
академию, по окончании которой был рукоположен во диакона. К моменту начала
служения в Тирасполе, за его плечами уже был богатый опыт настоятеля
Свято-Троицкого храма (Хабаровская епархия), Казанского и Крестовоздвиженского
храмов (иркутская область), Троицкого храма в с. Данул (Глодянский район МССР).
Понятно, что «регистрация», которой так долго добивались верующие - только пол дела. Предстояло ещё получить молитвенное здание или разрешение на его постройку. На многочисленные письма в адрес горисполкома долго не было ответа. Наконец (в 1989 г.), «чтобы отвязаться» функционеры от КПСС, всё-таки нашли «свободное» место под будущий храм. Таковым оказался замусоренный пустырь в районе исправительно-трудовой колонии (на Балке). Параллельно была выдана справка на один из домов по улице Чапаева - 6 «б», который, таким образом стал молитвенным.
А место, отведенное городскими властями под церковь, и правда, оказалось «живописным». Низина, поросшая камышом, затапливалась во время дождей. С одной стороны тюрьма, а под самым боком сточная канава, некогда названная каким-то шутником «ручьем светлым», а впоследствии реалистично переименованная народом в «Гапчучку». Впрочем, нечто «светлое» в бесконечно замусоренном ручье, все же было. Здесь в 1989 г. по проекту архитектора Черданцева началось строительство ныне возлюбленного тираспольчанами храма Покрова Божией Матери, а вместе с ним и само православное возрождение края.
«Надо мной хотели посмеяться или
просто отмахнуться, - рассказывает отец Михаил, - мол, на болоте у них ничего
не получится».
Ошиблись.
Да просто выбирать особенно и не приходилось. Сразу после Пасхи стоить храм
начали всем миром.
Вскоре удалось получить и помещение в районе паромной переправы через Днестр, где раньше ЛТП хранил уголь. Здание это стало основой для строительства Свято-Никольской церкви.
И вот, совершенно неожиданно для аппаратчиков, народ, который в течение 70 лет старательно учили глумиться над попами, не только не отшатнулся от трудоемкого начинания, но и приложил максимум усилий для строительства церквей.
Одновременно с перестроечными новообразованиями, менялось отношение к духовенству и со стороны властных структур. Помощь в строительстве Покровского храма начали оказывать крупные городские предприятия. С сентября 1990 г. в качестве председателя Временного Верховного Совета ПМССР, а с декабря 1991 года в качестве Президента ПМР, строительство Покровской церкви стал активно поддерживать Игорь Николаевич Смирнов.
Очевидец тех событий Петр Заложков впоследствии вспоминал: «Помню, летом 1990 года приезжаем с Игорем Николаевичем в Покровскую церковь, спрашиваем "Где отец Михаил? А нам отвечают: «Он трубу чистит». Дело было после летнего ливня, зловонная речушка вспучилась, разлилась, а вместо моста по ул. Краснодонской в реку положили две железобетонные трубы большого диаметра. Вот и нанесло половодьем веток, хлама, - и образовался затор, вода катастрофически поднялась, грозя залить строительную площадку. Отец Михаил, по бороду погрузясь в зловонную жижу, голыми руками растаскивал завал. Игорь Николаевич только головой покачал и сказал: «Ну и ну, вот так поп!». Мне кажется, с этого момента у него изменилось мнение о церкви и священниках» (из книги Анны Волковой «Лидер»).
«Атеизм сверху истощил людей духовно, - рассказывает отец Михаил, - изголодавшись по вере, народ проявил исключительный энтузиазм в деле церковного возрождения. Те, кому нечего было пожертвовать, помогали строить. Пенсионеры передавали строителям кирпичи по цепочке. Разумеется, всё это делалось совершенно бескорыстно».
Строительство продолжалось до
1993 г. «Строили всем миром, изголодавшись по богослужениям, сутками работали,
не покладая рук» («Покровские чтения»
за 1999 год). Наконец, с Божией помощью, но руками верующих свершилось чудо. В
день свт. Иоанна Златоуста (26 ноября) был освещен нижний храм Покровской
церкви. 13 октября 1998 г. состоялось освещение престола верхнего храма. Так,
на исходе второго тысячелетия в истории христианства, тираспольчане вновь
обрели центр духовной жизни. «Сюда, - по словам Патриарха Алексия II, - приходят люди со своими
радостями и печалями, здесь они получают благодатную помощь для дальнейшего
следования по нелегкому пути спасения». При храме размещалось и церковное
административное управление – вплоть до того времени, когда в центре города
были возведены кафедральный Христо-Рождественский собор и здание епархии.
Но Покровская церковь и теперь не пустует, а в праздничные дни едва вмещает собравшийся люд. Более того, уже выросло целое поколение жителей столицы ПМР, чьи отцы и матери в ней венчались, крестили детей.
Тем временем, протоиерей Михаил, начав служить в помещении будущей Свято-Никольской церкви с весны 89-го года, к 5 марта 1994 года окончательно туда перебрался. Ныне церковь эту в народе нередко именуют «Казачьей», что, впрочем, имеет под собой историческую основу.
Отец Михаил – духовный наставник воссозданного Черноморского Казачьего Войска. 17 сентября 1991 года в Тирасполе состоялся Учредительный сход потомков казаков, на котором было принято решение возродить Черноморское Казачье Войско в Приднестровье. Отец Михаил не только благословил этот сход, но и стал первым войсковым священником. Данное событие имело исключительное для молодой республики значение. Всего через год, во время вооруженной агрессии Молдовы, на помощь Приднестровью пришло православное казачество из всех казачьих войск России. В 1992 г. батюшка сам выезжал на боевые позиции для исповедования, причащения и отпевания защитников ПМР. В свою очередь, возрожденное ЧКВ с первых дней своего существования стало ревностным проводником и защитником православной культуры в регионе, считая её неотъемлемой частью прошлого и настоящего приднестровцев.
Многоплановая
деятельность протоиерея Михаила Шевчука не осталась незамеченной. Настоятель
Свято-Никольской церкви заслужил не мало высоких наград: церковных, казачьих и
государственных. Среди них: орден «Преподобного Сергия Радонежского III степени» и «преподобного
Паисия Величковского II
степени», орден «За возрождение казачества», медаль «Казацкая слава», «Орден республики» и «За заслуги перед
Отечеством».
Последнюю из перечисленных наград отцу Михаилу в начале прошлого месяца вручил Вице-Президент ПМР Александр Королев. «Ваш жизненный путь, - сказал Вице-Президент, – яркий пример беззаветного служения церкви, народу, Отечеству. Образец вдохновения и целеустремленности в достижении высокой цели – исполнения священнического и гражданского долга».
Увы, рассказывает о своем богатом свершениями жизненном пути отец Михаил неохотно, а громких фраз и вовсе чурается. Да, слава Богу, церковное строительство в регионе не прекращается. За 20 лет приднестровской государственности построено не мало прекрасных церквей и храмов, а среди постоянных прихожан становится всё больше молодежи.
Понятно, что дорогу к храму после всего пережитого – воинствующего безбожия и постперестроечной вседозволенности осилить не так-то просто. Не вдруг даётся соблюдение многочисленных канонов, постов, пребывание в молитве, да и просто полноценное знание православной культуры. «Но молодые люди, всё же охотно приходят крестить детей, венчаются, и мы, представители духовенства должны их на этом пути поддержать», - говорит протоиерей Михаил. Важно, что дорога ко храму восстановлена, а то и проложена заново. Православие же, в условиях стремительно меняющегося мира неизменно остается той силой, которая способна вывести различные поколения на встречу друг другу, остановить их дальнейшие размежевание и самоизоляцию.