ПРЕЗИДЕНТЫ ПРИДНЕСТРОВЬЯ, АБХАЗИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ ЕЩЕ РАЗ ПОДТВЕРДИЛИ КУРС НА НЕЗАВИСИМОСТЬ
13 марта в эфире Первого канала РФ прошла передача «Судите сами», в которой президенты Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии вместе с российскими политиками и политологами дали исчерпывающие ответы на вопрос: «выгоден ли России суверенитет трех непризнанных республик бывшего СССР».
Президент ПМР Игорь Смирнов, отвечая на поставленный вопрос, заявил следующее: «Мы не является мироустроителями, но мы – россияне, так как Приднестровье никогда не выходило из состава Российской империи, а затем и Советского Союза, правопреемницей которого стала Российская Федерация. И взяв на себя обязательства правопреемника, Россия должна помнить, что они заключаются не только в выплате долгов. Сегодня нужно, наконец, завершить юридическое оформление распада великого государства - СССР. Существовавшие в его рамках автономии, в течение многих лет доказывавшие и отстаивавшие свое право на самостоятельность, должны обрести правовой независимый статус. Многое уже делается в этом направлении, в частности реализуется программа Жуков-Смирнов, направленная на усиление интеграции ПМР с Российской Федерацией».
Что же касается заявлений президента Молдовы Владимира Воронина по поводу того, что Россия готова согласиться с автономией Приднестровья в составе РМ в обмен на отказ Кишинева от вступления в НАТО, то, по мнению Игоря Смирнова, «Воронин выдает желаемое за действительное. Сегодня он уже заявляет, что это была ошибка журналистов. Но на самом деле никакой ошибки не было. Мало того, - как отметил президент - Воронин не выполнил ни одного из обещаний, которые давал. Он не вступил в Союз России и Белоруссии, не ввел в Молдове вторым государственным языком русский язык, поэтому обещания о невступлении в НАТО также могут быть очень быстро забыты».
На вопрос, согласится ли Приднестровье на тайваньский вариант разрешения территориальных конфликтов или так называемый отложенный статус, когда Россия будет всемерно помогать Приднестровью во всех сферах жизнедеятельности и даже установит дипломатические отношения с республикой, при этом не признавая юридически ее суверенный статус, Игорь Смирнов однозначно заявил, что он, как глава Приднестровской Молдавской Республики, «выполняет волю народа, высказанную на референдумах, в том числе и 2006 года, где 97% приднестровцев высказались за независимость и дальнейшую интеграцию с Россией. Конечно», - отметил Президент, - «признавать России Приднестровье или не признавать – это ее дело. Но России нужно помнить, что на приднестровской земле живут люди, которые не мыслят себя без России, которые являются ее гражданами. Мало того, в ПМР – российские общеобразовательные стандарты, а это – залог того, что в Приднестровье вырастут российские граждане».
Отвечая на вопрос, являющийся основной темой передачи, Президент Абхазии Сергей Багапш четко и однозначно заявил, что России выгодно признание Абхазии и других непризнанных республик постсоветского пространства по геополитическим, юридическим и историческим причинам. За годы своего существования эти республики наглядно показали, что они являются истинными союзниками России, в отличие многих признанных государств СНГ.
Говоря об отмене Россией экономических санкций против Абхазии, принятых странами СНГ под нажимом Грузии в 1996 году, Сергей Багапш отметил, что «никакие санкции не заставят народ свернуть с выбранного пути». Народ Абхазии вышел победителем из войны, начатой грузинской стороной, понеся при этом огромные жертвы. Введение же санкций стало еще одним ударом для абхазского народа, вынужденного в тяжелейших экономических условиях бороться за выживание и развитие своей республики. По мнению Сергея Багапша, снятие Россией санкций – это еще один шаг на пути к независимости.
В свою очередь Президент республики Южная Осетия Эдуард Кокойты считает, что признание Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии «крайне важно для стабильности на всем постсоветском пространстве. Сегодня народы Кавказа поддерживают стремление осетин вновь объединиться в единой республике в составе Российской Федерации. Грузия не имеет никаких исторических, юридических и политических прав на Южную Осетию, которая никогда не входила в состав грузинских княжеств, а была присоединена к Грузии лишь в годы советской власти. Но тогда была единая страна, и жителям Южной Осетии ничего не мешало развивать связи не только с кавказскими республиками, но и всеми народами СССР. Сегодня, благодаря стараниям Грузии, они этого лишены».
По мнению Эдуарда Кокойты, не осетины, а грузины являются сепаратистами, так как именно они вышли из общего государства, коим являлся Советский Союз, нарушив при этом все конституционные нормы. Поэтому обвинения Южной Осетии в сепаратизме беспочвенны, а разговоры о том, что Южная Осетия является составной частью Грузии, не соответствуют действительности.
По мнению Президента Академии геополитических наук РФ Леонида Ивашова, принимавшего участие в передаче в качестве эксперта, «признание Косово стало последним аргументом для признания Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Народы этих республик не предали Россию, они любят ее, они хотят дружить, а мы их отталкиваем. Такого быть ни к коем случае не должно».
Автор и ведущий аналитической программы «Постскриптум» Алексей Пушков считает, что «Россия имеет огромные моральные и политические обязательства перед непризнанными республиками бывшего СССР. Не признавая эти республики, Россия может потерять их навсегда. Если Грузия вступит в НАТО, Североатлантический блок, согласно своему уставу, выступит на защиту ее территориальной целостности. Поэтому, - считает Пушков, - для признания Абхазии и Южной Осетии у России осталось слишком мало времени».
Разумеется, в ходе передачи были высказаны и иные мнения. Например, что проблему непризнанных республик можно решить, если России завязать более дружеские отношения с Грузией и Молдовой, что будет способствовать примирению конфликтующих сторон и их объединению в рамках единого государства. Те, кто так считает, либо мало знаком с ситуацией в конфликтных зонах, либо никогда не сталкивался с воинствующим грузинским и молдавским национализмом, либо не до конца осознает, что марионеточные режимы Тбилиси и Кишинева никогда не станут друзьями России, т.к. США никогда не допустят этого. Так что, куда более убедительными были доводы тех политологов, которые считают, что Россия сегодня должна сделать шаг навстречу Абхазии, Приднестровью и Южной Осетии и признать их независимость. Еще более убедительными были Президенты Игорь Смирнов, Сергей Багапш и Эдуард Кокойты, которые сотням миллионов россиян смогли передать надежды и чаяния трех народов, волей судьбы оказавшихся вне рамок международного правового поля, вынужденных ежечасно бороться за право на существование, право жить на своей земле.