ЗАМЕТНЫХ ПОПРАВОК В ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОЛДОВЫ ОЖИДАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ
Парламентские источники НИКА-пресс считают, что значительных поправок и изменений в проект Концепции национальной безопасности Молдовы на этапе подготовки к первым слушаниям документа ожидать нет никаких причин – единственная фракция ПКРМ, способная в ходе внутренних дискуссий повлиять на содержание проекта, вряд ли отважится на обострение отношений с одним из инициаторов проекта президентом РМ Владимиром Ворониным. Предположительно слушания начнутся до начала зимних каникул и пройдут без принципиальных споров.
Между тем, из фракции коммунистов звучат несмелые выводы о проекте как о пронатовском документе, принятие которого и начало его реализации осложнит внутренние процессы общественно-политической жизни Молдовы, сделает трудно реализуемыми планы по реинтеграции страны и ограничит внешний круг развития РМ, исключив из него эсэнговское направление.
Напомним, проект, среди прочего, основными направлениями политики национальной безопасности определяет «восстановление территориальной целостности государства, устранение иностранного присутствия, сохранение высокой динамики процессов европейской интеграции и укрепление отношений с НАТО, а также развитие прозрачного сотрудничества с государствами – членами ЕС и НАТО». Явно подчеркивают сегодняшние устремления официального Кишинева и другие положения проекта. Например, «процесс расширения ЕС и НАТО благотворен для процесса развития РМ», «неделимый характер безопасности в Европе определяет влияние континентальной среды безопасности на национальную безопасности РМ и наоборот», «процесс европейской интеграции и приобретение статуса члена ЕС будет иметь положительное влияние на безопасность РМ и укрепит ее, а также обеспечит стабильность и благополучие страны».
Однако с виду логичные и, прямо скажем, выстраданные тезисы документа (суверенная Молдова имеет безоговорочное право на независимую и осмысленную внешнюю политику), при близком рассмотрении представляются не реализуемыми на практике, а потому тем более вредными на ближнюю и среднесрочную перспективу. Понятно, что с Кишиневом, не решившим приднестровскую проблему, никто не будет говорить о вступлении в ЕС. С другой же стороны, Кишинев, приветствуя «внешнюю круговую поруку» (безопасность в Европе влияет на национальную безопасность РМ и наоборот), рассчитывает на содействие евросоюзных структур в деле приднестровского урегулирования, что вряд ли понравится Тирасполю и Москве. Таким образом, проект Концепции, если он будет принят в таком виде, создает замкнутый круг и делает планы по приднестровскому урегулированию и присоединению к ЕС нереализуемыми.