image001-6607.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС

МОРАТОРИЙ НА ДОВСЕ. ЧТО ДАЛЬШЕ?

В минувшую пятницу Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ)". Приостановление участия в ДОВСЕ подразумевает временное прекращение предоставления РФ информации, приема и проведения инспекций. Но главное, Россия в этот период не будет связана и какими-либо лимитами на обычные вооружения. Мораторий на ДОВСЕ вступит в силу 13 декабря, и до наступления этой даты вряд ли можно ожидать, что США и ЕС предпримут какие-нибудь действенные шаги, чтобы предотвратить это событие. Кроме осуждения или сожалений Запад никак себя не проявил за те 8 месяцев, когда впервые Владимир Путин заговорил о намерении России приостановить действие Договора. Впрочем, трудно было ожидать от стран-участниц ДОВСЕ иных действий. Если уж за 8 лет они так и не соизволили подписать адаптированный Договор, то 8 месяцев – срок совсем уж незначительный.

В чем же причина такой «медлительности» США и их Европейских союзников? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить историю возникновения самого Договора об обычных вооруженных силах в Европе. В 1990 году странами НАТО и Варшавского договора был подписан юридически обязательный договор, который вводил количественные ограничения на развертывание в Европе тяжелой военной техники (танков, бронированных машин и артиллерийских систем), то есть по тем видам вооружения, по которым в свое время Советский Союз превосходил НАТО. Кроме этого, ограничения также вводились  на количество боевых самолетов и ударных вертолетов. Разумеется, при подписании Договора на уступки шли СССР и страны Варшавского договора.  Именно они, согласно договору, вынуждены были сократить большое количество тяжелых вооружений, чтобы выйти на равные предельные уровни для НАТО и Организации Варшавского договора. С этого момента в Европе установился паритет сил,  и долгое время о договоре практически никто не вспоминал. Однако в 1996-1997 годах, когда пошла первая волна расширения НАТО, Россия начала настаивать на изменении Договора. Именно в те годы Чехия, Венгрия и Польша готовились стать членами НАТО, что нарушало паритет сил, так как прежде эти страны входили в Варшавский договор. Разумеется, НАТО долго противилось требованиям России модифицировать ДОВСЕ мотивируя это тем, что принцип разделения Европы на блоки устарел,  и каждая страна должна учитываться в отдельности. Однако дальнейшее продвижение НАТО на восток требовало адаптации договора к новым условиям. Кроме того, Россия неоднократно выступала против установленных ДОВСЕ фланговых ограничений, которые устанавливали низкий уровень вооружений и военной техники в приграничных регионах страны.

Лишь в 1999 году  во время Стамбульского саммита ОБСЕ было подписано Соглашение об адаптации ДОВСЕ, которое оговаривало безблоковую (вне рамок НАТО и Варшавского договора) систему вооружений, а также сокращение военной техники в

19-ти  государствах - членах НАТО. Для России эти параметры сохранялись на прежнем уровне. Однако с 1999 года адаптированный ДОВСЕ ратифицировали только Беларусь, Украина, Казахстан и Россия.  Остальные страны отказываются сделать это, заявляя, что они ратифицируют адаптированный ДОВСЕ только в случае выполнения Россией "стамбульских обязательств", по сути, никакого отношения к ДОВСЕ не имеющих. Мало того, в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе нет ни слова о том, что страны НАТО ратифицируют его, когда Россия выполнит эти обязательства, подразумевающие, в частности, вывод российских войск и вооружений из Грузии и Приднестровья.

К примеру,  в«Заключительном акте» Конференции поДОВСЕ говорится, что страны-участницы «приняли к сведению прилагаемое к настоящему Заключительному акту  заявление Республики Молдова оее отказе отправа принимать временное развертывание насвоей территории иприветствовали обязательство Российской Федерации вывести и/или уничтожить российские обычные вооружения итехнику, ограничиваемые Договором, к концу 2001 года вконтексте ее обязательства, окотором говорится впункте 19 Декларации Стамбульской встречи навысшем уровне».

Декларация Стамбульской встречи – это еще один вспомогательный документ Конференции поадаптированному ДОВСЕ. В частности, в его 19 пункте говорится: «Напоминая орешениях Будапештской иЛиссабонской встреч навысшем уровне ивстречи Совета министров вОсло, мывновь заявляем, что ожидаем скорого, упорядоченного иполного вывода российских войск из Молдовы. Мыприветствуем прогресс, достигнутый впоследнее время ввопросе овыводе иуничтожении российского военного имущества, складированного вПриднестровском регионе Молдовы, изавершение уничтожения нетранспортабельных боеприпасов. Мыприветствуем обязательство Российской Федерации завершить вывод российских сил стерритории Молдовы к концу 2002 года».

Впрочем, есть еще достаточно интересное приложение N13 к «Заключительному акту». Это заявление республики Молдова, в котором, в частности, сказано: «Республика Молдова отказывается отсвоего права принимать временное развертывание насвоей территории всилу положений ее конституции, которые регулируют изапрещают любое присутствие иностранных военных сил натерритории Молдовы». То есть, Молдова, требуя от России выполнения взятых на себя договоренностей, сама и не думает выполнять то, что обязалась соблюдать согласно «положениям конституции». Совместные учения Молдова-НАТО противоречат заявлениям о запрете любого присутствия иностранных военных сил на территории РМ.

Впрочем, от принятых на себя договоренностей отказывается не только Молдова. За 8 лет неподписания адаптированного ДОВСЕ, США и их союзники по НАТО провели масштабную переброску войск и военной техники из Западной Европы  к границам России. В странах Балтии развернута сеть радиолокационных станций, ведущих наблюдения за российской территорией, такую же РЛС НАТО собирается разместить и в Молдове. Во вступивших  в НАТО Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Болгарии и Румынии, уже размещены военные базы этого Блока. В Польше и Чехии Вашингтон намеревается разместить системы  ПРО, что стало возможным после того, как США в одностороннем порядке вышли из Договора по ПРО. И, несмотря на это, Запад имеет наглость возмущаться тем, что Россия ввела мораторий на ДОВСЕ. И не просто возмущаться, но и обвинять Россию в том, что она принимает односторонние решения и не хочет идти на уступки. Под уступками, по всей видимости, подразумевается вывоз вооружений и уход российских солдат из Приднестровья. По крайней мере, этим, а также выводом российских военных баз из Грузии, мотивировали все эти годы страны НАТО свой отказ ратифицировать адаптированный ДОВСЕ. Даже после того, что в октябре этого года завершился вывод российских войск из Грузии, а из Приднестровья еще раньше было вывезено вооружение, подпадающее под действие ДОВСЕ, Запад по-прежнему пальцем не шевельнул, дабы сдвинуть вопрос с мертвой точки.

Вывод напрашивается один: все эти годы США и ее натовские партнеры и не думали ратифицировать ДОВСЕ. Даже если бы Россия вывела войска из Грузии и Приднестровья до последнего солдата, вывезла имущество до последней походной кухни, ничего не изменилось бы. В борьбе за мировое господство США нужен был ДОВСЕ только как основной механизм сдерживания военной мощи России. Теперь, когда Москва ввела мораторий на выполнение Договора, тоже, думается, ничего не изменится. Конечно, Вашингтон будет и дальше орать об односторонних действиях и неуступчивости России, но конкретных шагов навстречу он не предпримет. Ведь ему, по большому счету, ДОВСЕ не нужен. Военный бюджет США в 10 раз превышает российский, и это без учета бюджетов стран НАТО.

Теперь же  Вашингтон и вовсе без оглядки на Восток будет, по всей видимости, до бесконечности наращивать свою военную мощь на границах России. Сможет ли та, в свою очередь, адекватно реагировать на угрозу своей безопасности? Безусловно, да. Но только в том случае, если и впредь будет уделять серьезное внимание обороноспособности страны, наращивать военный потенциал  и продолжать переоснащение своей армии. Увы, в сегодняшних реалиях другого выхода нет. Вся Европа перевооружается по натовским стандартам, Россия же, связанная Договором об обычных вооружениях, выглядела до сих пор как Золушка на чужом балу, обидеть которую,  ничего не стоит. Бесконечно это не могло продолжаться. Россия пока поставила жирную запятую на ДОВСЕ, вполне возможно скоро последует и точка. Это будет логическим завершением спектакля в театре абсурда, который Запад 8 лет разыгрывал на международной арене. Сегодня терпение у России закончилось. Она сделала единственно верный, честный и мужественный шаг. Понимая, чем грозит миру новая гонка вооружений, Россия  оставила своим оппонентам путь к отступлению. Похоже, на Западе это пока еще не поняли. Впрочем, время еще есть.

Александр Галин