ВЛАДИМИР ЖАРИХИН: "КИЕВ РАБОТАЕТ ПРОТИВ СВОИХ ЛЮДЕЙ"
РОССИЙСКИЙ ЭКСПЕРТ НЕ ИСКЛЮЧАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ОТКАЗА ЧАСТИ ПРИДНЕСТРОВЦЕВ ОТ УКРАИНСКОГО ГРАЖДАНСТВА
7 марта 2006 Национальная информационная служба Страна.Ru.
Во вторник президент Приднестровской Молдавской Республики Игорь Смирнов заявил, что Киев, после введения новых таможенных правил для приднестровских грузов, превратился из посредника переговорного процесса в союзника Кишинева. Ситуация в регионе грозит в любой момент выйти из-под контроля, а приднестровское руководство говорит о таможенной блокаде и приближающейся гуманитарной катастрофе. О том, чем вызвано давление Украины на Приднестровье и каковы могут быть последствия нынешнего обострения конфликта корреспондент Страны.Ru Иван Преображенский поинтересовался у заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина.
- В чем причина изменения Киевом своей позиции по Приднестровью и фактической блокады самопровозглашенной республики?
- Безусловно, если говорить о действиях Украины, то они явно носят предвыборный характер и, в сущности, противоречат стратегическим интересам Украины. Мне кажется, в данном случае это действия того радикального крыла в исполнительной власти, которое представляет господин Тарасюк - министр иностранных дел. Это крыло явно не имеет по всем социологическим вопросам никаких шансов преодолеть трехпроцентный барьер и, значит, участвовать в формировании нового правительства Украины. И поэтому сейчас они торопятся сделать максимальное количество шагов по усложнению жизни нового правительства Украины.
-То есть эти действия можно поставить, например, в один ряд с нежеланием открывать на территории Приднестровья избирательные участки для украинских граждан?
- Да, совершенно верно. А также нежеланием открывать избирательные участки в необходимом количестве на территории России. В один ряд со всеми этими мелкими провокациями по поводу гидрографических объектов в Крыму встала и безумная система автоматического компьютерного перевода русских фамилий на украинский язык. Это все события одного порядка. Однако на этот раз эти действия очень больно ударяют по мирному, по переговорному процессу в Приднестровье.
-Ну, а вообще, какие сейчас вам видятся пути выхода из создавшегося кризиса? Возможно мирное, постепенное возвращение к переговорам? Может быть, речь будет идти об изменении формата переговоров?
-Вы знаете, ведь вся эта небезопасная ситуация, которая возникла и в Грузии вокруг так называемых непризнанных государств, и сейчас вокруг Приднестровья, во многом была спровоцирована тем возможным решением, которое собираются принять Евросоюз и Соединенные Штаты по поводу Косово. И Молдавия, и Грузия очень боятся, что признание статуса Косова как независимого государства может быть воспринято и Приднестровьем, и Абхазией и Южной Осетией как прецедент, и поэтому сейчас всеми силами стараются обострить ситуацию, чтобы как бы дать основание для того чтобы на том же Западе сказали: "Ну. Косово - это исключение, а там совсем другое дело". Хотя на самом деле, косовская и абхазская ситуация - близнецы-братья по очень многим параметрам. И самое грустно - из всех конфликтов на пространстве СНГ приднестровский конфликт наиболее близок к разрешению уже хотя бы по той причине, что, в отличие от всех других конфликтов, никаких этнических чисток ни в Приднестровье, ни в Молдавии не было.
- Насколько известно, на территории Приднестровья этнические молдаване являются крупнейшей национальной общиной - более многочисленной, чем русская или украинская. При этом именно граждан Украины в самопровозглашенной республике стало значительно больше.
- Да, совершенно верно. Но при этом, в угоду своим внутриполитическим играм, украинские радикальные националисты действуют против собственных граждан. Мало того, известно, что центр экономического взаимодействия Украины и Приднестровья находится в Одессе, и Одесса во многом существует за счет этих экономических связей, То есть Киев действует против собственных граждан как на территории собственной страны, так и в Приднестровье.
- А не может это привести к отказу от украинского гражданства людей, проживающих в Приднестровье?
- Во многом это может произойти, потому что причина получения ранее ими украинского подданства была не только этническая - скорее, она была чисто экономическая. Многим гражданам Приднестровья украинский паспорт давал возможность заниматься торговлей и работой на территории Украины, давал право на выезд во внешний мир. Если эти возможности будут со стороны Украины ограничены, то приднестровские украинцы могут сильно разочароваться в ценности этого документа.
- А не может ли само Приднестровье разочароваться в Киеве, отказаться рассматривать любые украинские инициативы, вроде "Плана Ющенко"?
- Нынешние действия украинского руководства идут в разрез с планом, предложенным Виктором Ющенко. У нас в России, как говорят обычно, Кремль многобашенный, а в Украине, такое впечатление, что сам президент многобашенный. У него несколько политик, противоречащих друг другу, и сейчас он идет на поводу у радикалов в своем окружении.
- Первый вице-премьер Украины Станислав Сташевский заявил во вторник, что правительство Украины создало оперативную группу для решения проблем, возникших на украинско-молдавской границе на участке Приднестровья и, вроде бы, намерено подключить к ее работе все заинтересованные стороны. Не значит ли это, что Киев начинает искать легитимный выход, то есть предлог, под которым он мог бы отказаться от новых правил, не теряя лица?
- Ну, безусловно. Я говорю, там сейчас слишком много центров принятия решений, и их зачастую президент или не контролирует, или не хочет контролировать. Возможно, речь идет о противостоянии внутри правительства группе Тарасюка.
- Как Россия может себя повести в такой ситуации?
- Ну, у нас в части практических действий есть одна проблема, которая связана с географией - у нас нет общей границы. Приднестровье граничит с Украиной и Молдавией - это реальный факт, который обойти достаточно трудно, и у ПМР нет выхода к морю. Поэтому Россия, к сожалению, может предпринимать только политические действия в данной ситуации. Ну, и, я думаю, взаимодействовать с вменяемой частью украинской исполнительной власти.
- А возможна ли какая-то попытка оказать давление через европейские структуры?
- Европейские структуры уже формально приветствовали это решение. По их мнению, так и должно быть - раз единая страна, значит, там должны отмечать грузы именно в Кишиневе, а не где-нибудь еще. Так что на европейские структуры надежда не очень большая. У европейских структур загадочно кончают самоубийством важнейшие свидетели в голландской тюрьме, так что не надо их идеализировать.
****************