image001-3680.jpg

«ОЛЬВИЯ-ПРЕСС»

РОЛЬ МЕДИА-РЕСУРСА В ПРОЦЕССЕ

МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛЕГИТИМАЦИИ ПМР – ДОКЛАД

Сегодня на международной научно-практической конференции в Тирасполе главный редактор государственного информационного агентства «Ольвия-пресс» Олег Елков выступил с докладом, посвященным роли медиа-ресурса в процессе международной легитимации ПМР. Публикуем его текст.

image002-1148.jpgВ современном мире медиа-ресурс – это главный элемент публичной дипломатии государства. С тех пор, как мировое общественное мнение стало важным фактором международных отношений, роль медиа-ресурса во внешней политике государства продолжает возрастать. На создание своего позитивного имиджа в мире при помощи масс-медиа развитые страны ежегодно выделяют средства, которые нередко входят в число приоритетных расходных статей государственного бюджета.

Классический пример такой политики – США, которые считаются сегодня лидером по информационной работе за рубежом. Только официальные ежегодные расходы Белого дома  на внешнеполитическую пропаганду превышают 1 миллиард долларов. Вашингтон не только создает нужный информационный имидж своей страны через сеть специально созданных для этого медиа-структур, но и активно корректирует для этого информационную политику во многих суверенных государствах. В прошлом году в Госдепартаменте США начал свою работу так называемый «центр быстрого реагирования». Его задача – коррекция образа Америки в случае, если он неверно подается в зарубежных СМИ с точки зрения Вашингтона. У этого центра – весьма широкие полномочия, вплоть для прямого вмешательства в редакционную политику зарубежных СМИ и давления на отдельных журналистов.

От эффективности внешней информационной стратегии государства во многом зависит его успех на политической и экономической карте мира. Так называемый имиджевый маркетинг позволяет стране привлекать инвестиции, а также, например, товарные или туристические потоки (2, 3, 4).

Особую роль медиа-ресурс играет в самоопределившихся странах, которые стремятся к международной легитимации. Яркий пример в новейшей истории – это Восточный Тимор, который получил признание в 2002 году. Для создания позитивного имиджа своей страны в странах Азии, Западной Европы и США власти Восточного Тимора активно использовали Интернет-ресурс. С середины 90-х была создана обширная сеть информационных Интернет-порталов. Они создавали образ Восточного Тимора как страны, которая пострадала от агрессии Индонезии и стремится к свободе. Таким образом, в глазах широкой зарубежной аудитории были сформирована система представлений о Восточном Тиморе, которая стала важным компонентом работы по международному признанию страны.

Для Приднестровья с учетом его пока неопределенного статуса медиа-ресурс – это один из важнейших инструментов для международной легитимации приднестровского государства. С начала 90-х годов и по сегодняшний день – это главная задача внешней информационной политики официального Тирасполя.

В Приднестровье, в отличие от крупных международных игроков, нет возможности финансировать специальные программы по внешнему пиару. Поэтому эту задачу выполняют государственные СМИ в рамках своей ежедневной работы. В 92-м году в Тирасполе было создано государственное информационное агентство «Ольвия-пресс». Среди его приоритетных задач – формирование объективного образа приднестровского государства за рубежом. Это задача приобретает особую важность с учетом того, что свою работу Тирасполь вынужден строить в условиях жесткого противодействия со  стороны кишиневских структур. По сути, все 15 лет приднестровской истории пропаганда Молдовы ведет с Тирасполем перманентную информационную войну. В информационных потоках Кишинева реальный образ Приднестровья подменяется искусственно созданной картинкой, которая призвана дискредитировать саму идею приднестровского государства. Молдова представляет Приднестровье как некий «криминальный антидемократический анклав», «черную дыру», «международный центр торговли оружием, наркотиками и живым товаром». Этой работе активно помогает и ряд западных структур, которые заинтересованы в дискредитации российского присутствия в регионе.

На этом фоне Тирасполь вынужден выдерживать очень жесткую информационную конкуренцию на внешних медиа-каналах, для того, чтобы утвердить в зарубежных потоках информации объективный образ Приднестровья – страны, в основе создания которой лежит борьба за фундаментальные права и свободы человека. Все эти годы на зарубежном информационном поле идет жесткая борьба за образ, который в глазах зарубежной аудитории будет возникать при упоминании слова Приднестровье. Первоначально для такой работы у Тирасполя был очень ограниченный внешний ресурс – это, как правило, дружественные СМИ России. Именно они во взаимодействии с приднестровскими СМИ сыграли важную роль в 92-м году, рассказывая миру правду о кишиневской агрессии. В 1994 году в российском эфире на волнах радиостанций «Маяк», «Юность» и «Голос России» начинают регулярно звучать сообщения информационного агентства «Ольвия-пресс». В этом же году информация агентства о событиях в Приднестровье включается  в «горячую линию» официального агентства России РИА «Новости», которая используется и в СНГ, и в дальнем зарубежье.

К концу 90-х Тирасполь расширяет свои внешние информационные возможности. В 1998 году «Ольвия-пресс» открывает свой официальный сайт в сети «Интернет». С этого времени и по сегодняшний день для зарубежной аудитории это главный официальный источник новостей и комментариев из Приднестровья. Его материалы используют в своих публикациях медиа-ресурсы стран ближнего и дальнего зарубежья, с которыми Тирасполь установил деловые контакты. Сегодня в общей сложности около трех десятков зарубежных СМИ из России, Украины, Молдовы и стран Евросоюза регулярно включают в свои информационные ленты материалы «Ольвии-пресс». На основе приднестровских публикаций строят свои доклады о Приднестровье и международные научные центры, такие как, например, Международная группа по предотвращению кризисов. Свои представительства в Интернете есть у республиканской газеты «Приднестровье», государственных министерств и ведомств, а также у ряда негосударственных масс-медиа. В целом вся эта система призвана содействовать формированию образа республики как современного, демократического и динамически развивающегося государства. В условиях отсутствия у Тирасполя зарубежных дипломатических представительств такая работа становится ключевым элементом публичной дипломатии.

На эту же задачу работает и еще один ресурс – иностранное радиовещание. Сегодня новости из Приднестровья ежедневно звучат на английском, французском и немецком языках и охватывают значительную территорию Европы. В последние годы еще одним важным элементом внешней информационной политики стала работа по открытию в Тирасполе региональных представительств ведущих зарубежных СМИ, и прежде всего, представляющих дружественные Приднестровью страны. Эта работа уже приносит свои результаты – свои представительства в Приднестровье открыли такие видные российские агентства как РИА «Новости», «Интерфакс» и «Регнум». 

 В своей информационной стратегии Тирасполь не может не учитывать и такой важный элемент, как региональный фактор. Внешняя информационная политика начинается с того, что государство определяет на карте мира наиболее приоритетные для себя регионы. В этом смысле показателен пример постсоветской России. По сообщению российского министерства информации и печати, одним из своих приоритетов Москва определила американскую аудиторию – на изменение своего имиджа в США Россия направила 125 миллионов долларов. (5).

С первых лет приднестровского государства приоритетным регионом для информационной политики Тирасполя была и остается Россия. Это связано с тем, что для Приднестровья – это главный стратегический союзник, с которым у республики глубокие исторические, экономические и геокультурные связи. Вполне вероятно, что именно Россия будет страной, с которой начнется официальное признание приднестровского государства. Большинство контактов, которые установлены с зарубежными СМИ у Приднестровья, приходится на российскую прессу и электронные медиа-ресурсы. Сегодня они играют важную роль в процессе международной легитимации республики, представляя Приднестровье в своих информационных потоках как полноценное состоявшееся государство. Именно с Россией связан и тот геопространственный образ, с которым ассоциируется в современном мире Приднестровье.

Замечу, что такие образы есть у большинства состоявшихся государств. В общественном сознании различных стран и народов они закреплены в виде соответствующего стереотипа. Эти стереотипы со временем могут корректироваться или даже меняться. Причем созданный имидж страны может быть весьма различен в зависимости от целевой аудитории. Так, например, в период апартеида такая страна как ЮАР работала сразу по двум информационным стратегиям. Для американской общественности отмечалось, что ЮАР – это форпост борьбы с коммунизмом в Африке, а для европейских государств подчеркивалось, что и США в свое время имели расовую сегрегацию (5). Более близкий к нам пример, который показывает, что у одной и той же страны могут быть разные образы – это Украина. В свое время сподвижник Мазепы Филипп Орлик видел геополитический смысл Украины примерно так: «забрало Европы против русской угрозы». А вот крымский историк и политолог А.Р. Никифоров определяет геополитический смысл Украины как «центр славянского мира». (1, с. 88-90).

Наиболее распространенный геопространственный образ Приднестровья можно выразить следующей фразой – «форпост России». Этот образ имеет широкое хождение как в странах СНГ, так и в государствах Запада, однако воспринимается по-разному. Западная пресса употребляет его со знаком «минус», используя как аргумент для обвинений Москвы в имперских амбициях. В России, напротив, под этим образом подразумевается территория, которая в условиях жесткого внешнего давления сумела сохранить свои традиции и свои глубинные связи с российским пространством.  

Конечно, в полной мере отразить суть приднестровского государства такой образ не может. В процессе международной легитимации Приднестровья очевидно, что для аудитории западных стран нужны иные, чем для постсоветского пространства, аргументы. В этой связи современная информационная стратегия Тирасполя направлена на то, чтобы дополнить уже сложившийся геопространственный образ Приднестровья рядом важных деталей.

Надо учесть, что долгое время республика уделяла недостаточное внимание работе на информационных рынках Запада. В результате оказалось, что эти рынки заполняла картинка, которую создавал Кишинев. В администрации молдавского президента существует специальная служба, которая занимается разработкой так называемых «черных мифов» о Приднестровье. Как правило, основной канал их распространения – это западная пресса. Как я уже говорил, такая работа привела к тому, что в ряде европейских стран сложился не соответствующий действительности негативный геопространственный образ Приднестровья как некой «черной дыры», где царит произвол и нарушаются основные права и свободы.

С учетом этого фактора западная аудитория – это сегодня одно из важнейших направлений информационной политики Тирасполя. У Приднестровья есть немало особенностей, на которых должен быть построен геопространственный образ страны для западных стран. Именно Приднестровье стало примером демократии в действии, когда сам народ встал на защиту своих прав. Приднестровцы еще в конце 80-х – начале 90-х показали всему демократическому миру пример того, как можно отстоять свое человеческое достоинство и свои элементарные права. В отличие от бутафорских разговоров о демократии, под которыми чаще всего скрываются национальные интересы ряда западных стран, создание приднестровского государства – это и есть борьба за права человека в ее чистом проявлении.

Сегодня, когда мир переживает очевидный кризис, связанный с представлением о реальной демократии, пример Приднестровья особенно востребован. Именно такой геопространственный образ может стать важным аргументом для международной легитимации приднестровского государства. И здесь Тирасполю еще предстоит большая работа.

            Литература

            1. Евсеев В.А. Географические особенности информационных полей периодической печати, освещающей туристический бизнес. // Вестник МГУ, сер. география. - М., - 2000.

            2. Замятин Д.Н. Моделирование географических образов: пространство гуманитарной географии. – Смоленск, 1999.

            3. Замятин Д.Н. Национальные интересы как система «упакованных» политико-географических образов. // Политические исследования М., 2000. - №1.

            4. Колосов В.А, Тикунов В.С., Заяц Д.В. Мир в зеркале средств массовой информации: использование анаморфоз в политико-географическом анализе. //Вести. МГУ, сер. 5, география. – М., 2000. – №2.

5. Почепцов Г.Г. Украина: что в имидже твоем…// День, 2001. - №165. - С. 9.