image001-413.jpg

«ОЛЬВИЯ-ПРЕСС»

«ПОДПИСАНИЕ ПРОТОКОЛА О МЕХАНИЗМЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИДНЕСТРОВЬЯ СТАНЕТ ХОРОШИМ ИМПУЛЬСОМ ДЛЯ РАЗБЛОКИРОВАНИЯ ДИАЛОГА» – ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МИД ПМР

Официальный Тирасполь считает, что предложенный Россией проект Протокола о механизме осуществления внешнеэкономической деятельности Приднестровья представляет собой прочную основу для нахождения долгосрочного решения этой проблемы. Об этом заявил сегодня официальный представитель МИД ПМР Виталий Игнатьев, комментируя в интервью журналистам заявления, прозвучавшие в понедельник на пресс-конференции главы Миссии ОБСЕ в Молдове Уильяма Хилла. Информационное агентство «Ольвия-пресс» приводит полный текст интервью с официальным представителем МИД.

- 15 мая состоялась пресс-конференция Главы Миссии ОБСЕ в Молдове г-на Хилла, в ходе которой дипломат затронул вопрос о возможности проведения переговоров в формате "5+2" в середине мая. Как Вы можете это прокомментировать?

- Мы приветствуем усилия международного сообщества по разблокированию диалога между Молдовой и Приднестровьем и вновь подчеркиваем, что все проблемы должны решаться исключительно за столом переговоров, на основе принципов равноправия и взаимного уважения, без давления и угроз.

Вместе с тем, напоминаем, что прошлый раунд переговоров был сорван по вине Республики Молдова, представители которой покинули заседание Постоянного Совещания по политическим вопросам. Каких-либо объективных причин для этого не было. Напротив, наметился выход на конкретные решения по ряду принципиальных проблем. По-видимому, именно это не устраивало молдавское руководство, что и привело к прекращению политического диалога в рамках Постоянного Совещания.

Несмотря на это, уже после срыва политического диалога было найдено решение проблемы землепользования в Дубоссарском районе, что свидетельствует о надуманности заявлений молдавских властей относительно "отсутствия прогресса по всем вопросам повестки" последнего раунда переговоров.

До настоящего времени мы не получили каких-либо сигналов об изменении позиции Республики Молдова, о ее готовности к возобновлению конструктивного диалога.

Напоминаем также, что вопрос о беспрепятственном осуществлении Приднестровьем внешнеэкономической деятельности ставился в повестку двух последних раундов Постоянного Совещания. Из-за жесткой позиции Республики Молдова приемлемого решения по этому ключевому для Приднестровья вопросу в рамках Постоянного Совещания найти не удалось. Поэтому мы обратились к нашим гарантам и посредникам с просьбой использовать иные механизмы для решения этой проблемы, от которой зависит соблюдение ключевых социально-экономических прав граждан Приднестровья.

В связи с этим мы выражаем признательность Российской Федерации – государству-гаранту в молдо-приднестровском урегулировании – предложившей 19 апреля с.г. проект Протокола о механизме осуществления внешнеэкономической деятельности Приднестровья. Считаем, что российский проект представляет собой прочную основу для нахождения долгосрочного решения данной проблемы, а его подписание с учетом возможных изменений и дополнений станет хорошим импульсом для разблокирования диалога и возобновления работы Постоянного Совещания, свидетельством искренности намерений всех заинтересованных сторон искать компромиссы за столом переговоров.

- Во время пресс-конференции г-н Хилл также упомянул о некоем проекте, который якобы с 2003 года разрабатывался посредниками при консультациях со сторонами. Со слов дипломата, этот проект был предложен 19 апреля с.г. и в настоящее время рассматривается сторонами. Известно ли приднестровской стороне что-либо о данном проекте?

- Действительно, осенью 2003 года посредники от Российской Федерации, Украины и ОБСЕ вели работу над проектом итогового документа по политическому урегулированию отношений между Молдовой и Приднестровьем. Эта работа была завершена к январю 2004 года, когда представители посредников внесли на рассмотрение сторон согласованный проект, получивший название "Предложения и рекомендации посредников от ОБСЕ, РФ, Украины по урегулированию приднестровской проблемы". Основой данного проекта стала федеративная идея.

Согласованный проект посредников по-прежнему является одним из проектов, на основе которого ведется диалог и который сохраняет свой позитивный потенциал.

Что касается личных разработок г-на Хилла, то, действительно, приднестровской стороне неофициально был передан проект "Основные элементы урегулирования приднестровского вопроса". С сожалением приходится констатировать, что этот проект является лишенной ключевых положений версией согласованного проекта посредников 2004 г., из которой, в частности, исключены все федеративные конструкции, гарантийный блок, произведено перераспределение полномочий в пользу "центра", производится отождествление "центра" и "Республики Молдова", сведена к минимуму роль государств-гарантов и т.д.

В последнее время Постоянное Совещание, с подачи отдельных участников переговоров, было вынуждено заниматься вопросами, не входящими в его компетенцию и не имеющими отношения к статусным, что не могло не сказаться на эффективности всего переговорного механизма.

Поэтому появление новых идей, включая личные инициативы представителей посредников, мы расцениваем как понимание бесперспективности переговоров по второстепенным вопросам без достижения принципиальных договоренностей.

В связи с этим отмечаем, что проект г-на Хилла, в случае его официального внесения в рамках переговоров, будет обсуждаться наряду с иными проектами, остающимися в повестке урегулирования, в том числе «проектом Примакова» (2000 г.), приднестровскими предложениями (2002 г., вручены в Братиславе), проектом Миссии ОБСЕ 2002 года ("Киевский проект"), Меморандумом "Об основных принципах объединенного государства" (2003 г.), "Предложениями и рекомендациями посредников" (2004 г.), «Планом Ющенко» и российской «Дорожной картой», разработанной в его развитие.