МИД РОССИИ: РЕФЕРЕНДУМ В ЮЖНОЙ ОСЕТИИ – ЭТО СВОБОДНОЕ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕ НАРОДА, КОТОРОЕ ИМЕЕТ ЗНАКОВЫЙ ХАРАКТЕР
Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с вопросом ИТАР-ТАСС об итогах президентских выборов и референдума в Южной Осетии
Вопрос: 12 ноября в Южной Осетии состоялись выборы президента республики и референдум, на котором подтвержден выбор в пользу ее независимого статуса. Одновременно в подконтрольных грузинским властям районах Южной Осетии состоялись так называемые альтернативные выборы. Как в российском МИДе оценивают эту ситуацию?
Ответ: 10 ноября мы уже высказали предварительное мнение по этому вопросу. Считаем, что прошедшие в Южной Осетии мероприятия во многом подтвердили наши прогнозы.
Согласно опубликованным сегодня ЦИК Южной Осетии результатам, за независимость республики проголосовали 99% избирателей. Кандидатуру действующего президента Э.Д. Кокойты поддержали 96% из числа голосовавших. При этом явка избирателей составила 95,2%, что является весьма высоким показателем даже для стран «устоявшейся демократии».
За подготовкой и ходом этих мероприятий следила большая группа независимых наблюдателей из целого ряда государств, в том числе из Польши, Австрии, Германии, России, Украины, прибалтийских и других стран. Согласно их предварительному заключению по итогам наблюдения, состоявшееся голосование соответствовало «общепринятым принципам и нормам организации и проведения демократических выборов, большинство из которых равно применимо и к демократическим референдумам», а процедуры голосования «исполнялись в точном соответствии с избирательным законодательством Республики Южная Осетия». Наблюдателями не выявлено ни давления, оказываемого на избирателей, ни их запугивания. По мнению международных наблюдателей, организации и степени транспарентности югоосетинских выборов могут позавидовать многие независимые страны Европы и Америки.
Таким образом, нравится это кому-то или нет, мы в данной ситуации имеем дело со свободным волеизъявлением народа Южной Осетии, выраженным посредством демократических процедур. И как бы ни пытались в Грузии или ряде западных государств принизить значение этого события, оно тем не менее имеет знаковый характер. Не считаться с этим по меньшей мере недальновидно.
Что касается «альтернативных» выборов, то как мы и предсказывали, их оглашенные результаты в цифровых показателях превосходят самые нескромные ожидания. Можно только гадать, каким образом организаторам этого шоу удалось сконцентрировать в одно время в нескольких селах более 40 тыс. избирателей.
Нам искренне жаль население грузинских сел Южной Осетии, ставшее заложником авантюристов, организовавших параллельные альтернативные выборы и пытавшихся тем самым помешать свободному волеизъявлению в ходе проводившегося в соответствии с местным законодательством единственно справедливого избирательного процесса.